ВИДЕОКАМЕРА НА ДНЕ БАЙКАЛА
УСТЬЕ АНГАРЫ онлайн камера
ОСТРОВ ДОЛГИЙ онлайн камера

 

ФОТОРЕПОРТАЖИ

КАРЕЛИЯ

 

 

 

Шуя, Шотоозеро, Порог Кеняйкоски

АДЫГЕЯ

 


 

Фишт и Оштен "Тридцатка"

КРЫМ

 

 

 

Отпуск в Севастополе
Севастополь. Голубая бухта
Севастополь. Херсонесский маяк
Севастополь. 35 береговая батарея
Подземелья Севастополя
В небе над Форосом  

АЛТАЙ

 

 


Восхождение на Белуху

ПОМОРЬЕ

 

 


Внезапный поворот в Туровец на Святой источник

Плюсы и минусы автостопа
Москва - Вологда - Архангельск - Котлас - Великий Устюг - Москва

УРАЛ, ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ

 

 


Невьянск - Верхотурье - Березовский

БАЙКАЛ

 

 

 

Вокруг Байкала
Баргузинский заповедник    
Байкало-Ленский заповедник 
Байкальский заповедник
Прибайкальский национальный парк   
Забайкальский национальный парк
Энтузиасты заповедного дела
Кому и за что платить

ЯКУТИЯ

 

 


Ленские столбы

ЯМАЛ

 

 

 

Ямал - край земли. Метеостанция Гора Рай-Из
Ямал. Путешествие за полярный круг

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

 

 

 

История Великого Новгорода
Концы Великого Новгорода
Оборонительные сооружения - Новгородский Кремль
Ярославово дворище
Никольский собор на Ярославовом дворище
Церковь Дмитрия Солунского на Славковой улице  
Церковь Рождества Христова на Красном поле  
Церковь Феодора Стратилата  
Антоньев монастырь
Михайло-Клопский монастырь
Фрески Троицкого собора Михайло-Клопского монастыря

 

ПСКОВ

 

 

 

 

Собор Иоанна Предтечи
Спасо-Мирожский мужеский монастырь   
Церковь Александра Невского 96-го Омского полка

 

ВЕЛИКИЙ УСТЮГ

 

 

 

Великий Устюг
Отдых в Великом Устюге

 

История Михайло-Клопского монастыря под Великим Новгородом

Фото всех более или менее сохранившихся оригинальных
фресок Михайло-Клопского монастыря
(2003 г.)

История Михайло-Клопского монастыря подобна живописным камням на дне прозрачной реки – их можно увидеть, только подойдя вплотную к быстро текущей воде, но этим видом хочется любоваться долго-долго. Разглядывать каждый камешек сквозь струи кристальной чистоты, устремляясь взглядом туда, где глубина времени уже скрывает их форму и цвет…

Если выехать из Великого Новгорода   по дороге на Шимск, то, проехав километров 19-20, у большого Поклонного креста слева от дороги увидишь поворот в самое сердце Новгородской земли. Поверните влево и дорога скоро приведет вас к слиянию реки Веряжи и безымянной мелкой речки. Здесь находится древний Михайло Клопский монастырь, больше известный как Клопский монастырь: Великий Новгород окружало множество монастырей, например Антоньев монастырь и другие, но этот - особенный! Провидец и подвижник Божий, прославивший Клопский монастырь, пророчествовал зачастую о судьбах России...

Бытует современное мнение, что странноватое наименование «Клопский» связано с формой участка земли на месте слияния двух речек, будто бы напоминающего по форме клопа. Клопский монастырь - название наводит ассоциации в современном понимании слов. Но это объяснение представляется несостоятельным в свете исторической грамматики и лингвистики русского языка.

Вот, что говорит нам этимологический словарь Фасмера относительно слова «клоп»:

1) клоп

род. п. -а?, сербохорв. кло?п, род. п. кло?па "клещ", словен. klo?p, род. п. klo?pa – то же.

До сих пор известны только сомнительные сближения *kъlоръ с лат. сulех "комар, мошка" (Соболевский, "Slavia", 5, 447) и далее с арм. mlukn "клон", которое якобы содержит удлиненную ступень и.-е. *mlokos (Ле?венталь, AfslPh 37, 389).

2) клоп (клеп)

связано чередованием с кле?пик, кля?пик "короткий, широкий нож" , по мнению Ильинского (ИОРЯС 24, 1, 133 и сл.)   ( то есть,  является его словоформой . Авт.)

Таким образом, значение слова «клоп» применительно к названию монастыря далеко от современного  понимания этого слова. Ни с какими клопами очертания местности монастыря не схожи. Стоит в связи с обсуждаемым этнонимом  вспомнить город в Рязанской области Спас-Клепики, известный с XVI века как село Клепики на Касимовском тракте. Наименование «Клепики» происходит от старинного названия ножа для очистки рыбы — «клепика», «клопа».

Что удивительного, если  место слияния двух рек в окрестностях Великого Новгорода – Веряжи и безымянной – исстари названо по имени ножа для чистки рыбы? Видать, рыбные места были!

Первое упоминание в новгородской летописи о каких-либо храмах на Клопске относятся к 15 веку.

Новгородская летопись упоминает под 1412 годом о деревянной церкви во имя Пресвятой Троицы, построенной на Клопске. Вероятно, монастырь у слияния Веряжи с безымянной речкой уже имелся к этому времени. Построенный деревянный храм простоял около 7 лет, судя по записям летописи. Каменный построили в 1419 году при игумене Феодосии. Образцом для него послужила церковь Николы на Лятке и возвели ее зодчие очень споро – всего за 60 дней.

Новая каменная церковь имела архитектурные особенности, позволившие при современных раскопках выделить ее из последующих культурных слоев, а именно – подцерковье и некоторые другие, больше характерные для второй половины XV века в новгородской архитектуры. Раннее появление этих черт, вероятно, объясняется похожестью новостройки на образец.

О позднейшем переустройстве монастыря и новом строительстве Троицкого храма сообщает третья новгородская летопись уже под 1562 годом: "... майа в 31 день, в Клопском монастыре старую церковь каменную святыя Троицы разобраша, где положены быша мощи преподобного отца нашего Михаила Клопского Чудотворца, и вновь церковь сотвориша и гроб чудотворцов в той церкви устроиша, повелением благочестиваго государя царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси, а на строение из своей царской казны подал пятьдесят рублев..."

Общий облик Клопского монастыря, таким, каким мы, практически, его видим сегодня, сложился в 60-70-е гг. XVI века – с небольшими изменениями, естественно.

Вторая новгородская летопись отзывается о постройке Троицкого храма за 1569 год: "…зарушиша старую церковь каменную с подцерковьем, где положен чудотворец Михайло Клопский". За год до этого события "в монастырь Живоначальныя Троицы принесли образ новой написан Живоначальная Троица с деяньем, а писал иконник Никифор дьякон Грабленой…"

В 1568 году состоялось значимое событие в жизни Михайло-Клопского монастыря – обитель посетил царь Иван Грозный.  Вероятно, с его приездом построен не только новый собор Пресвятой Троицы, но и трапезная с церковью Святителя Николая Мирликийского, которая упоминается в писцовых книгах за 1581 год: "Да тутож в монастыре церковь с трапезою камена Никола Чудотворец". Архитектура трапезной с церковью характерна для подобных сооружений XVI века: она решена как одностолпная трапезная палата на едином подклете с безстолпным храмом.

Характерен для XVI века и Троицкий собор. Его архитектура практически уже не имеет традиционных новгородских черт, а многоглавие строится на общерусской типологической и стилистической основе, а не на исчезнувшем уже к XII веку новгородском многоглавии.

Троицкий собор изначально четырехстолпный с четырьмя апсидами, завершенными тремя главами – это тот самый тип храмов, прекрасный образчик которого мы видим на примере Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря.  Объемная композиция Троицкого собора имеет и специфическое своеобразие за счет галереи во всю ширину по западному фасаду. Два придела с юга и севера – один во имя Иоанна Лествичника, Покрова и Усекновения главы Иоанна Предтечи и Феодора Стратилата (пятый храм во имя Михаила Клопского располагался в дьяконнике) наводят на мысль об особом идейном содержании, вложенном по повелению Ивана Грозного в посвящении приделов храма, ведь сыновей царя звали Иоанн и Феодор.  Свойственный царю Ивану Грозному молитвенный круг обнаруживается в остальных посвящениях Пресвятой Троице, Богородице, Иоанну Предтече и местному почитаемому чудотворцу Михаилу Клопскому.

Храм, как известно, строился повелением царя и с привлечением царской казны.   Ассиметричность общей композиции подчеркивала колокольня с шатровым перекрытием в юго-западной части храмового комплекса, что было нехарактерно для новгородской архитектуры.

Троицкий собор имеет и еще одну общерусскую особенность – многопрестольность, что характерно для соборов того периода.

Позднейшие искажения начальных пропорций архитектуры монастыря связаны с ремонтом в XIX веке: было устроено новое покрытие, надложены стены собора, с западной части основной массив дополнен двумя декоративными главами (собор стал пятиглавым), а своды приделов и главы разобраны, прежде бывшая колокольня исчезла, взамен появились трехъярусная колокольня над восточными вратами, братские кельи, настоятельские покои и каменная ограда.

Древнюю обитель особенно прославил преподобный  Михаил, Христа ради юродивый, загадочным образом появившийся в монастырской келье. Пришел он в возрасте 60 лет (по другим источникам  50 лет) и прожил в обители до своего успения  44 года. Пришел неожиданно, незнамо откуда, загадочным образом оказался в келье попа Макария, и только много времени спустя братия узнала имя странника и кто родом он. А роду оказался непростого, боярского:  родственником был князя Дмитрия Донского, о чем поведал братии князь Константин, узнавший родича.

В новгородском литературном памятнике конца 70 годов XV века «О ЖИТЬИ СВЯТОГО МИХАИЛА, ХРИСТА РАДИ УРОДИВАГО» читаем:

Житие Михаила Клопского Показать/Скрыть

То, что невесть откуда пришедший старец прозорлив, монашеская братия заметила сразу.

Спустя небольшое время, как старец Михаил появился в обители, случилось явное происшествие, обнаруживающее прозорливость старца. Благодаря его прозорливости и богодухновенной мудрости спаслись души человеческие, покаялись разбойники.  Летопись подробно рассказывает об этом:

О прозорливости старца Показать/скрыть

Подобно своему сотруднику по Боге, Сергию Радонежскому, преподобный Михаил прозревал судьбы Руси и ее князей. Разрозненные предсказания разного времени, сохранившиеся в монастырской библиотеке, позже собранные и переписанные летописцем, повествуют о сбывшихся предсказаниях старца – о предательстве князя Михаила и его побеге в Литву и о смерти князя Дмитрия Шемяки, о рождении на Москве царя Иоанна Грозного, о судьбах многих других русских князей.  Летопись повествует о встрече князя Дмитрия и преподобного Михаила:

Встреча князя Дмитрия и преподобного Михаила Показать/Скрыть

Об измене князя Михаила в летописи сказано вполне откровенно  и с указанием, как избежать сего – ан не послушали святого, да сами и пострадали:

Об измене князя Михаила Показать/Скрыть

А вот и еще из предсказаний «княжеских» и не только:

Предсказания преподобного Михаила Показать/Скрыть

Скромности, аскезы старец Михаил был несказанной. Летопись раскрывает нам детали его быта: старец жил в келье один, безо всякой постели, даже изголовья у него не было. Никакой подстилки, одеял, ни даже соломы. Спал старец на голом песке. Топил келью конским назовом.

Вкушал каждый день только хлеб и воду, а в постные дни ничего вообще.

И так прожил преподобный Михаил в монастыре 44 года. Многими чудотворениями и прозорливостью прославился.

Предсказания преподобного Михаила Показать/Скрыть

Мощи Угодника Божия почивают ныне в Свято-Троицком  монастыре справа от иконостаса. Об обстоятельствах же успения преподобного Михаила сохранились несколько сказаний:

Успение преподобного Михаила Показать/Скрыть

Прославил преподобный  Михаил Клопскую обитель, в которой подвизался столько времени еще и чудом с источником воды.

Была жестокая засуха три года подряд, в Веряже вода вся высохла, река совсем обмелела, одни лужи остались на дне. Пошел пономарь на реку за водой для церкви и видит: стоит старец Михаил и чертит на песке - «…Чашу спасениа прииму, имя Господне призову. Ту будет кладяз неисчерпаемый». Пономарь игумену Феодосию доложил сразу после обедни о том, что видел. Пошел на берег игумен с Михаилом и спрашивает того: «А что на песке написано, Михаила?»  Преподобный ответил игумену: «На песке написано — чашу спасения приму, имя Господа призову. Тут будет источник неисчерпаемый». И стали они молиться, а потом покопали немного и брызнул источник чистейшей воды. С тех пор он не иссякал! Ныне на этом месте сооружен навес над святым источником, вода там целебная, чудотворная – исцеляются по Вере своей паломники, испив ее и помолясь Господу и преподобному Михаилу  о прощении и милости.

Служили насельники  Михайло-Клопского монастыря Богу и людям – в голодные годы монастырь кормил всю округу, да и поил в засуху – из Святого источника.

Чудесное появление пищи Показать/Скрыть

Сложная судьба у монастыря оказалась за последние 100 лет, как, впрочем, у многих славных монастырей нашей Родины.  Издревле и до начала XX века монастырь был мужским общежительным, третьеразрядным, немногочисленным.

10 апреля 1913 года монастырь был из мужского общежительного переведен Указом Святейшего Синода в женский общежительный. Послужные списки монастыря сообщают нам, что после перевода из мужского в женский  в монастыре подвизались три монахини, четыре послушницы и 28 человек по паспортам: средний возраст насельниц – 50 лет. Монастырь возглавляла игуменья Маргарита, родом из новгородских мещан. Послушничество и монашеский постриг игуменья  проходила в Десятинном монастыре.

К 1919 году монастырь населяли 40 насельниц. За этот же год содержатся в ведомостях обители сведения о монастырских постройках и угодьях:

1) Соборная каменная церковь во имя св. Троицы с приделом в дьяконнике во имя прп. Михаила Клопского, "где и святые мощи его почивают" с притвором и папертью каменной. С южной стороны - церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы каменная, с северной - соборная ризница каменная.

2) К югу от собора церковь каменная, двухэтажная, с двухэтажными корпусами настоятельских келий. Церковь во имя св. Николая с приделами во имя Тихвинской Божией Матери и вмч. Иоанна Воина. В нижнем этаже корпуса - трапезная, кухня, 7 келий.

2) К востоку от собора под входными воротами возвышается каменная 3-ярусная колокольня.

4) Часовен при монастыре 2: одна из них при монастыре, каменная, на берегу р.Веряжи, другая – деревянная, у станции Шилка новгородской железной дороги.

5) К югу от колокольни - одноэтажный каменный сестринский корпус.

6) В юго-восточном углу ограды располагаются хозяйственные постройки: квасоварня, баня, ледник, кладовая, в юго-западном углу - каменные одноэтажные кельи. Точно такие же кельи в северо-восточном углу.

7) Вокруг монастыря каменная, с 6 небольшими башенками на углах, ограда.

8) Скотный двор монастыря, обнесенный каменной оградой, примыкает с северной стороны.

Деревянный двухэтажный дом на каменном фундаменте, к которому были пристроены хозяйственные постройки, появился при игуменье Маргарите в 1914 году. После революции он "….Коммунистами по распоряжению властей разобран до основания причтовый дом и перенесен в деревню…"( из монастырских ведомостей).

После этого ведомости сообщают, что земли у монастыря уж нет, а, значит, нет и хлеба. Чтобы прокормиться в годы революционной разрухи, сестры рукодельничали. В эти тяжелые годы насельницы твердо уповали на заступничество преподобного Михаила и самоотверженно переживали все скорби и испытания: «….Были у нас особенно тяжелые дни, когда приходила Советская власть и осматривая помещение, находила его удобным для своих целей и решила устроить здесь богодельню, приют и ферму. Слыша такие речи, сестры пришли в полное уныние, но милосердием Божиим и за молитвы прп. Михаила до сих пор ничего подобного не исполнилось и жизнь у нас потекла по прежнему тихому руслу…".

Имеющийся в летописях подробнейший список церковных ценностей, судя по всему, составленный в послереволюционный период, незадолго до закрытия монастыря, перечисляет все иконостасы, иконы и богослужебные сосуды и ковчежцы, прочие ценности…, в том числе 9 колоколов разного веса, самый большой из которых весил 102 пуда.

Монастырские книги, жалованные грамоты, планы на землю, сенокосы, рыбные ловли и различные описи хранились в ризничной палате.  Практически все монастырские ценности утрачены в богоборческие годы, но часть архива уцелела: к 1919 году относится договор жителей деревни Завал, Хотята, Любоежа, Донцы, с.Васильевского с Новгородским советом рабочих и крестьянских депутатов о передаче в "…бессрочное бесплатное пользование находящиеся в Клопском монастыре храмы, здания и богослужебные предметы...» Документ скреплен 110 подписями и сопровождается актом о принятии имущества.

В 1023 году монастырь передан Новгородскому музею. В те годы городской музей не мог и не хотел обезпечить сохранность и реставрацию уникальной фресковой живописи в Свято-Троицком  соборе и в остальных храмах.

В период советских гонений на Православие монастырь был закрыт. Это случилось в 1934 году. Во время Великой Отечественной войны трапезная и церковь святителя Николая были практически полностью разрушены. Дырявая во многих местах крыша Троицкого собора годами пропускала потоки воды на уникальные фрески - все стены были промочены насквозь. Монастырь ветшал и разрушался, его разбирали жители окрестных деревень на кирпич.

Состояние Клопского монастыря в 2003 году (вот это называется консервация???)

В 1960 году были поставлены вокруг развалин Михайло-Клопского монастыря деревянные леса и все это пышно названо «консервация строений и культурного наследия». Трудно представить, в чем заключалась «консервация» - строительные леса и кривые, кое-как запертые ворота и двери Троицкого храма, в которых одна створка висела наискосок другой, не мешали монастырю разваливаться и дальше.

К 2005 году, когда Михайло-Клопский монастырь был возвращен Новгородской епархии, последовала более настойчивая попытка его возрождения. Сейчас монастырь потихоньку реставрируется, отстраивается, действует, идут службы….но…

Безценные фрески, якобы «законсервированные», осыпАлись от малейшего прикосновения еще в начале 2000 годов. Уцелели очень немногие и не в полной мере. Если бы не промысел Божий, изображения осыпавшихся фресок были бы совершенно утеряны, как и оригиналы… Фотографии всех более-менее уцелевших фресок Свято-Троицкого собора, сделанные с риском для жизни в 2003 году одним Православным  христианином,  выложены в нашей фотогалерее.

На монастырском погосте ныне – площадка для стройматериалов. Где могилы братий и сестер прошедших веков? Без сомнения, среди них были и настоящие подвижники – где их мощи? Где надгробные кресты,  высеченные из камня и монументальные плиты с выбитыми изречениями из Псалтири?

Какая судьба постигнет огромную деревянную икону    в проеме колокольни, почти век погибающую от времени, перепадов температур, осадков и оттого, что оскудела верою Христовою земля Русская?

Сегодня Клопский монастырь – обитаемое место, где регулярно служится Литургия и другие требы, где постоянно, пусть и в умеренном темпе, идет реставрация того, что уцелело.

Однако в реставрационном пылу "новодела" и гостеприимства паломнических поездок есть опасность забыть главное – Церковь Христова вне времени, а монах – воин Христов. И оттого, какое место в наших сердцах занимает Глава Церкви и Ее воинство, зависит наша судьба в жизни и в Вечности.