ВИДЕОКАМЕРА НА ДНЕ БАЙКАЛА
УСТЬЕ АНГАРЫ онлайн камера
ОСТРОВ ДОЛГИЙ онлайн камера

 

ФОТОРЕПОРТАЖИ

КАРЕЛИЯ

 

 

 

Шуя, Шотоозеро, Порог Кеняйкоски

АДЫГЕЯ

 


 

Фишт и Оштен "Тридцатка"

КРЫМ

 

 

 

Отпуск в Севастополе
Севастополь. Голубая бухта
Севастополь. Херсонесский маяк
Севастополь. 35 береговая батарея
Подземелья Севастополя
В небе над Форосом  

АЛТАЙ

 

 


Восхождение на Белуху

ПОМОРЬЕ

 

 


Внезапный поворот в Туровец на Святой источник

Плюсы и минусы автостопа
Москва - Вологда - Архангельск - Котлас - Великий Устюг - Москва

УРАЛ, ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ

 

 


Невьянск - Верхотурье - Березовский

БАЙКАЛ

 

 

 

Вокруг Байкала
Баргузинский заповедник    
Байкало-Ленский заповедник 
Байкальский заповедник
Прибайкальский национальный парк   
Забайкальский национальный парк
Энтузиасты заповедного дела
Кому и за что платить

ЯКУТИЯ

 

 


Ленские столбы

ЯМАЛ

 

 

 

Ямал - край земли. Метеостанция Гора Рай-Из
Ямал. Путешествие за полярный круг

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

 

 

 

История Великого Новгорода
Концы Великого Новгорода
Оборонительные сооружения - Новгородский Кремль
Ярославово дворище
Никольский собор на Ярославовом дворище
Церковь Дмитрия Солунского на Славковой улице  
Церковь Рождества Христова на Красном поле  
Церковь Феодора Стратилата  
Антоньев монастырь
Михайло-Клопский монастырь
Фрески Троицкого собора Михайло-Клопского монастыря

 

ПСКОВ

 

 

 

 

Собор Иоанна Предтечи
Спасо-Мирожский мужеский монастырь   
Церковь Александра Невского 96-го Омского полка

 

ВЕЛИКИЙ УСТЮГ

 

 

 

Великий Устюг
Отдых в Великом Устюге

 

Спасо-Мирожский мужеский монастырь  

 

Описание 1868 года. Н. Н. Васильев

Перед нами один из самых древних храмов родного города. Более семи веков храм Преображения Мирожского монастыря был безмолвным зрителем всего, что вокруг него совершалось. Он видел Псков, когда еще в нем полагались только зачатки Христианства. Он был свидетелем того, как враги зарождавшейся силы Русского народа то подступали к нему, то отходили посрамленные. Он вместе с ним разделял тяжелые времена общественных бедствий. Его прошедшее тесно связано с прошедшею жизнью города и его народа. Но это прошедшее не есть ли вместе и наше собственное прошедшее? Да, если кто хочет сознательно пользоваться настоящим, тот не может отрешиться от своего прошедшего, пройти мимо него. Мало сего, оно-то доставляет всю прелесть настоящему при одном воспоминании, что пережитое нами не прошло бесследно для нас. Глядя на кривые, неправильные линии древних зданий, на уродливые фигуры некоторых изображений, на отсутствие симметрии в очертаниях фигур и сравнивая все это с настоящим, мы невольно переходим к мысли о тех великих трудах, понесенных нашими предками для того, чтобы прошедшее сделать нашим настоящим; чтобы то, что прежде раздражало только наши чувства, в настоящее время успокаивало их, что прежде наводило страх, то теперь доставляло нам удовольствие. Предметы древности убеждают нас, что только громадные усилия, масса труда, завещанного нам предками, упрочили наше настоящее. Действительно, чем предмет древнее, тем он священнее для нас: он яснее представляет то громадное различие между положением человека прежде и теперь. В предметах древности рассказывается история нас самих, мы живо представляем, чем были бы мы за несколько веков назад.

Эти мысли невольно родятся при одном взгляде на вековой памятник, каким представляется для нас Спасо-Мирожский монастырь.

Описание.

Один из древнейших в России и, в настоящее время, беднейших монастырей Псковской Епархии – Спасо-Мирожский монастырь – стоит на левом берегу реки Великой при устье речки Мирожи, от которой он и получил свое название. (Думают, что слово Мирожа происходит от "Мрежи". Действительно, около монастыря издавна существуют рыбные ловли.) Скромный вид древних зданий этой обители невольно переносит зрителя к тем давно минувшим временам, когда церковный порядок, укореняясь в сердцах народа, становится наконец силою русской гражданственности и началом общественного устройства, когда основанием церкви полагалось вместе и основание общественного и гражданского устройства.

История Мирожского монастыря так же скромна, как и сами его здания. Основанный в то время, когда Псковская страна только еще приняла Евангелие Царствия Божия и юная церковь еще не совершенно рассеяла своим светоносным учением языческий мрак невежества и суеверия, – он первый должен был представить образцы истинно христианской жизни. Такими представляются преподобные Авраамий и Василий – Игумены Мирожского монастыря. Затем вторжение католиков в страну Лифляндских Эстов, основание на берегах Балтийского моря ордена меченосцев с целью распространения католичества во вновь приобретаемых землях, стремление Литовского народа к распространению своих пределов были причиною того, что история Мирожской обители становится историей постоянных ее разорений. Более чем шесть веков обитель была первым предметом нападений и хищничества со стороны сопредельных с Псковскою страною Ливонских немцев и Литовского народа. Ни одно из бедствий, пронесшихся от них над Псковом, не проходило мимо Мирожской обители, и при каждом нападении враждебных соседей она подвергалась или разграблению или была истребляема пожаром, а нередко даже служила лагерем для неприятелей. Но замечательно, при всем открытом положении для неприятелей, монастырь никогда не был укреплен, и после всех бедствий, перенесенных им в течение нескольких веков, главная соборная церковь Преображения не только сохранила нам свои стены, но даже древние и, по всей вероятности, современные основанию храма писанные на стенах изображения святых – первые предметы христианского почитания – и теперь еще могут поразить каждого любителя древности своей яркостью и живостью красок. Мало сего, сохранились некоторые священные вещи основателя первого храма.

Устройство монастыря тесно связано с именем одного из знаменитых русских святителей.

Преподобный Нифонт, Епископ Новгородский и Псковский, современник Псковского Благоверного князя Гавриила, - ревностный и неутомимый распространитель православия, созидая повсюду святые храмы, в 1156 году основал храм Преображения в княжение во Пскове Святополка Мстиславовича, родного брата князя Гавриила. Но есть основание думать, что обитель существовала еще ранее, потому что в это время в Мирожской обители становится известным преподобный Авраамий, уже Игумен монастыря, скончавшийся и погребенный в Мирожской обители два года спустя после основания первого ее храма. (Есть даже предание, что первое заселение Пскова было около этого монастыря и что блаженная Ольга останавливалась на этом месте.) Возникшая вражда Пскова с Ливонским орденом, частые нападения последнего на Псковскую страну, во время которых и сами обители не представляли никакого убежища для спасающихся от неприятелей, не позволяли монастырю увеличивать своих строений и заботиться об их украшении. Они были, за исключением церкви Преображения, деревянные и состояли из ограды, внутри которой построены были для братии небольшие кельи. Другая каменная церковь построена уже в 1404 году, а каменные кельи для братии только в конце прошедшего столетия, когда пределы русского Государства далеко отошли от Псковской страны. Тем не менее эти оставшиеся здания священны: в них жили, молились за спасение утесняемых Псковичей и восприяли мученическую кончину за веру святые ее подвижники, каким в истории известен преподобный Василий, Игумен Мирожского монастыря, убиенный в 1299 году при нашествии на Псков Ливонцев. Память его совершается 4-го марта.

В настоящее время (1868 год – Прим. ред.) Мирожская обитель состоит из каменной невысокой ограды с двумя воротами на Север и на Юг. Северную сторону ее занимают церковь святого Архидиакона Стефана и здание бывших братских келий. Внутри ограды на восточной стороне стоит древний храм Преображения, против западных ворот его деревянный на каменных погребах для братии флигель, по обеим сторонам которого расположен древний фруктовый сад, а в юго-восточном углу небольшой флигель для братской трапезы. За южными воротами вне ограды расположены каменные строения, приспособленные для уборки с полей хлеба. (Несколько далее этих строений существуют и ныне развалины, которые, по преданию, были некогда монастырскими воротами.)

1) Церковь Преображения построена из плиты и состоит: а. из навеса на западной стороне, к которому пристроена колокольня; навес этот заменяет собою паперть; б. из притвора; в. главного храма и г. алтаря (точнее, алтарных апсид), состоящего из трех полукругов – среднего алтаря и двух боковых для жертвенника и диаконника; последние наполовину ниже среднего. Храм завершается широким куполом с восемью окнами. Внешний вид храма, за исключением широкого купола, в настоящее время почти совершенно похож на обыкновенный вид Псковских церквей 15 века. Но при внимательном рассмотрении нельзя не заметить одной особенности, именно: купол церковный построен не посреди церкви, в ближе к восточной стороне, так что один бок утвержден на восточной стене храма, а противоположные стороны утверждены на арках, опирающихся своими сторонами на две другие арки. Между тем в других Псковских церквах купол церковный возвышается посреди храма и утвержден на четырех внутренних столбах, из которых два отделяют алтарь от храма, а другие два находятся внутри него. Таким образом, в храме Преображения по первоначальному плану не было предназначено особого места для иконостаса в том виде, в каком он устрояется доныне, состоя из деревянной перегородки, уставленной иконами. Вместо иконостаса восточная стена храма была украшена изображениями святых. Эта живопись, закрытая впоследствии иконостасом, и хотя отчасти испорченная последующими перестройками, сохранилась до настоящего времени.

Внешних украшений, за исключением небольших полукругов, никаких нет, церковь вся побелена известкой. По оставшейся в некоторых местах древней штукатурке, на которой из-под новейшей побелки показывается древняя живопись, можно думать, что вся церковь извне была расписана. До настоящего времени сохранились не раз, впрочем, возобновляемые две иконы Спасителя с предстоящими над воротами притвора и Преображения на западной стороне храма. Кровля в настоящее время на храме деревянная на четыре ската, а купол обит белым железом. На древнем же рисунке Пскова, сохранившемся в Псково – Печерском монастыре, крыша храма изображена с тремя на западную сторону фронтонами, издали представляющимися в виде зубцов. Такие же фронтоны устроены были и на притворе. Купол был покрыт деревянной чешуей, так что храм Преображения не имел той простой фигуры, в каком он представляется ныне, лишенный всех его прежних украшений. Древний же вид храма может быть восстановлен отнятием навеса и колокольни, двух приделов в притворе и двух надстроек на юго-западном и северо-западном углах самого храма. Все эти пристройки – позднейшие, хотя и делались не в одно время. Описанное изображение храма сохранилось и на древней монастырской печати .

Внутренний вид храма совершенно сходен с видом других древних церквей Псковских. Особенность замечается в устройстве алтаря, которого средняя часть, собственно алтарь, совершенно отделен от других двух частей и соединяется только узкими дверями. Открытое положение жертвенника и оставшаяся дверь в северной стене указывают на обычай, по которому миряне могли делать свои приношения, приходя прямо к жертвеннику. Внутренность церкви была расписана изображениями святых, а западная стена украшена аллегорическими изображениями. Хоры, существующие в настоящее время и закрывающие эти изображения, – позднейшего устройства. Особенно хорошо сохранились изображения в алтаре над восточным окном: Деисус, которого сохранились со всей яркостью красок лик спасителя, восседающего на престоле и с благословляющей рукой, и образ Предтечи в молитвенном положении. Ниже его, по правую руку сохранился целый ряд изображений святых.

Иконостас нынешний 16 века, несколько раз возобновляемый, в последний раз в 1859 году тщанием Наместника монастыря Игумена, а впоследствии Архимандрита, Анатолия. В иконостасе замечательны по своей древности две иконы: храмовая Преображения Господня и Богоматери Одигитрии, обе, впрочем, поновлены. Поля обеих икон обложены басменным вызолоченным серебром, а риза на первой кованая серебряная и тоже вызолоченная; на ней надпись, показывающая, что она сделана по усердию Псковского Бургомистра Александра Трубинского при Архимандрите Иоасафе в 1754 году. По левую сторону северных дверей в иконостасе находится главная драгоценность храма и обители – образ Знамения Божьей Матери . По мнению некоторых, эта икона напоминает собою Новгородские письма 15 века. Божья Матерь изображена с воздетыми к небу руками; по сторонам Ее вверху изображены Архангелы Гавриил и Михаил, а под ними святой князь Домант Псковский и его супруга княгиня Марья Дмитриевна, внучка Благоверного князя Александра Невского. Икона эта прославлена чудесным излиянием слез из очей Богородицы во время большого мора, бывшего во Пскове в 1567 году. С тех пор сочинена ей особенная служба, напечатанная в Московской Сентябрьской месячной минее, изданной в 1666 году. Празднование в честь этой иконы каждогодно совершается 24 Сентября. Основание храма Новгородским Епископом Нифонтом и прославление Новгородской иконы Знамения указывают на бывшую связь Мирожской обители с Новгородскими Владыками.

Икона святого Нифонта, основателя монастыря, очень древняя, в недавнее время обложена серебряною ризою, в ней над главою Святителя по левую сторону вставлена серебряная овальной формы коробочка, в которой помещается часть мощей сего Святителя. Замечателен серебряный оклад этой коробочки древней, но изящной работы в виде герба и, вероятно, пожертвованный каким-нибудь князем. Надпись на коробочке и на гербе следующая: мощи Преподобного Нифонта Епископа Новгородского Чудотворца Киево-Печерского, – создателя Мирожского монастыря, еже в Пскове.

Кроме сего, замечательны своей древностью иконы небольшие: Николая Чудотворца – древняя, не поновленная, Александра Свирского и Знамения Божьей Матери.

2) Колокольня пристроена к западной стене храма, но фасадом обращена на северную сторону к монастырским воротам. О времени построения ее ничего не известно. Должно думать, что она построена гораздо после самого храма. Она состоит из стены в два яруса, в нижнем из них для вешанья колоколов в три окна, а в верхнем два. Всех колоколов 8-мь. Древнейший из них лит в 1520 году

Кровля на колокольне деревянная на два ската с небольшим посредине шпицем; в прежние времена шпиц покрывал собой всю колокольню. На этой колокольне во время осады Пскова Польским Королем Стефаном Баторием по приказанию его были поставлены пушки, из которых бросались раскаленные ядра на Псков, чтобы произвести в нем пожар.

3) Церковь Святого Архидьякона Стефана каменная, построенная в 1404 году Игуменом Карпом на севере от главного храма. В 1546 году она вновь, вероятно после пожара, перестроена каменным зданием – теплая, трехэтажная, при ней вверху и внизу находятся кладовые палатки. Она имеет вид продолговатой четырехугольной призмы; наверху небольшой с фальшивыми окнами купол, обитый белым железом, а прежде покрытый деревянной чешуей. Иконостас в ней весьма простой столярной работы с золоченой резьбой на столбиках, а в прочих местах окрашенный желтой краской.

Близ этой церкви на Запанной стороне существовала деревянная Николаевская церковь над святыми воротами, за которыми стояли деревянные настоятельские покои. В 1789 году Игумен Венедикт донес преосвященному Иннокентию, что деревянные настоятельские покои, по крайней ветхости, угрожают падением, а потому они должны быть срыты, но, так как эта сторона обращена к городу и покои эти составляли украшение монастыря, просил построить на месте их каменную колокольню и церковь во имя Святителя Николая, а между церковью и колокольней построить на запад от Стефановской церкви особые покои, в которых могла быть устроена и трапеза для братии. На эту просьбу последовало Архипастырское благословение. (Митрополит Евгений постройку корпуса при церкви Архидиакона Стефана относит к 1788 году. Но указ Д. Консистории, разрешающий произвести постройку, подписан 3 Декабря 1789 года.) Корпус этот двухэтажный существует и доныне. Но первоначальное предположение было изменено: Церковь не была устроена, вероятно, по неимению к тому средств. Внизу были кельи Настоятеля, а верх оставался не занятым. В 1800 году во время разлития рек в нижнем этаже этого здания вода доходила до потолка, почему настоятельские кельи оказались совсем непригодными для жилья, впоследствии чего нижний этаж был обращен в кухню и здесь же устроена трапеза. Братские кельи помещены в верхнем этаже, а настоятельские в особом деревянном флигиле, против церкви Преображения. В 1820 году столбы, бывшие под святыми воротами для предполагаемой  колокольни, разрушены и оба здания соединены вместе. В этом же году внизу сделаны деревянные перегородки для братских келий. В настоящее время здание это, за ветхостью и по неимению в монастыре средств к поддержанию, находится без всякого употребления. Братские же кельи находятся в настоятельском флигиле.

Кроме сих зданий в ограде монастыря существуют развалины бывшей церкви на юге от главной церкви. Она ясно видна на древнем изображении Пскова; но когда и кем строена и когда разрушена, не известно.

До настоящего века монастырская ограда была деревянная, на западной стороне из кольев, а в прочих местах бревенчатая. При Архимандрите Иакове, в начале нынешнего века, построена вокруг всего монастыря каменная ограда.

Образ жизни монастырской и число братии.

С самого начала основания монастыря образ жизни монашеский был общий всем монастырям Псковской страны, потому что в исторических памятниках нет известий, чтобы в Мирожском монастыре проявлялись обычаи, обращавшие на себя особенное внимание Псковитян. Настоятель заведовал монастырем во всех отношениях, не давая никому отчета. Выбор его часто зависел от братии, но утверждение в должности зависело сперва от Новгородских Владык, потом от Псковских, а с изданием духовного Регламента утверждение в должности настоятеля принадлежит Святейшему Синоду. Какое в древности имел отношение Игумен к белому духовенству Пскова и его соборам – не известно. Из летописей видно, что игумены вместе со старшими священниками стояли во главе народа и во многих случаях являлись представителями его; но должно полагать, что белое духовенство, тяготившееся сборами на подъезд Новгородских Владык и стоявшее за независимость от них Псковской церкви, не могло иметь тесной связи с монастырями, находившимися в непосредственной зависимости от Новгородских Владык. Так, встречается несколько заметок, подобных тому, что при постройке, например, двора для Новгородского владыки духовенство белое отказалось от участия в этом, между тем как монахи мшили строенные для его приезда комнаты.

О жизни монахов известно, что под общим управлением Игумена каждый брат жил в особой келье и исполнял особенное, возлагаемое на него послушание. С изданием штатов послушание каждого определено особенною должностью казначея, ключника, чашника, просфорника и других. Но и по издании штатов каждый брат располагал своими средствами жизни и имел отдельную трапезу. В конце прошлого века вменено в обязанность всей братии иметь общую трапезу, а по кельям рассылать пищу только больным.

Со времени учреждения монастыря и до учреждения в России Патриаршества настоятелями в Мирожском монастыре были игумены. С конца 16 века, со времени учреждения особой Псковской Епархии, до издания штатов в 1764 году – Архимандриты. По штатам Мирожский монастырь причислен к третьему классу и считается 32 по счету монастырей этого класса. Настоятельство положено было Игуменское, но в 1798 году, на основании Высочайшего указа 1797 года, учреждена Архимандрия 3-го класса. С 1850 года по 1864 год монастырь был приписан Архиерейскому дому и управлялся Архиерейскими наместниками, а с 1864 года снова учреждена Архимандрия.

Что касается до числа братии, то должно полагать, что в прежнее время Мирожская обитель была многолюдною, потому что она считалась второю из числа четырех больших Псковских монастырей (первый был Снетогорский, третьим Елизаровский и четвертый Великопустынский).

По штату 1764 года положено: Игумен, четыре Иеромонаха, два Иеродьякона, четыре послушника, один подьячий и восемь служителей. Но число братии редко доходило до положенного штатами; притом вместо монашествующих были или вдовые священники или другие священно – и церковнослужители, присланные в монастырь в подначалие за какие-нибудь проступки. Число последних было весьма немало сравнительно с общим числом братии. В 1798 году налицо состояло братии: три иеромонаха, вдовый священник, два иеродьякона, пономарь, ключник, чашник и просфорня; в 1879 году: иеромонах, два священника, иеродьякон, послушник и подьячий; в 1820-м: иеромонах, священник, иеродьякон и четыре послушника. В 1830 году: иеромонах, два священника, дьякон и пять послушников. В 1841 году: два иеромонаха, иеродьякон, монах, четыре послушника.

Вообще, впрочем, должно заметить, что монашествующих, за исключением в последнее время настоятелей, весьма мало было из духовного сословия, большей частью монашество принимали лица из военного звания, мещан и крестьян. В настоящее время братии состоит налицо: два иеромонаха, священник, иеродьякон и два послушника, всего же с настоятелем семь человек.

Средства к содержанию монастыря.

Первоначальные средства монастыря, как значится в одной из древних надписей, состояли в приписке монастырю сел. Приписанные к нему села обеспечивали монастырь, доставляя натурой все необходимое для поддержания монастыря и содержания братии. Со временем закрепления крестьян за владельцами их, в том числе и за монастырями, за Мирожским монастырем в 18 веке считалось 952 человека. По указу Императрицы Екатерины 2 в 1764 году крестьяне были отобраны от монастырей и приписаны к казне, на содержание же монастырей назначены были штатные суммы, а вместо приписанных крестьян определены штатные служители с положенным на содержание их жалованьем и подушным окладом. По штатам на содержание монастыря положено всей суммы 1481 руб. 28 коп. на ассигнации, а по указу 1768 года сверх того прибавлено в жалованье братии 150 руб.

Всего же с прибавочными в год                  1631 руб. 28 коп.

Из них: Настоятелю                                       200 руб.

4 Иеромонахам по 24 руб. каждому           96 руб.

2 Иеродьяконам по 24 руб. каждому         48 руб.

4 Послушникам по 20 руб. каждому          80 руб.

1 Подьячему                                                    34 руб.

8 Служителям по 23 руб. 66 коп.                189 руб. 28 коп.

На церковные потребы и просфоры           40 руб.

На починку церквей, монастыря и поддержание ризницы 400 руб.; на конюшенные припасы, железо и уголь 80 руб.; властям для приезда и праздников: на рыбу 100 руб., на вино 60 руб., на пиво 30 руб. Дополнительного оклада 150 руб.

Последняя сумма делилась на две равные части, из которых одна поступала настоятелю, а другая братии. До 1824 года остаток от некомплекта служащих сдавался обратно в казначейство; но с этого времени, по докладу Святейшего Синода от 6-го августа, Высочайше конфирмованному, остаток от штатной суммы оставался в пользу монастыря, о чем последовал от 25-го августа 1824 года указ на имя Евгения, Архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского. С 1842 года, по переложении на серебро, Мирожский монастырь получает штатного содержания 412 руб. 38 коп. Со времени же освобождения крестьян из крепостной зависимости монастырским служителям представлены права дворовых людей, вышедших из зависимости помещика, и вместо них Мирожскому монастырю назначено содержание в 400 руб. серебром из общественного сбора государственных крестьян.

Кроме денежного вспоможения от казны монастырь имеет следующие угодья:

Земли:

1. Выгонная земля, данная от Коллегии экономии, с пашенною землею, сенокосом и прочими угодьями, состоящая в городе Пскове, 1781 года межевания. В ней пашенной земли 17 дес. 245 квадр. сажень, под дорогами 351 саж., под речкою Мирожею 4 дес. 1670 с.

2. Псковского уезда Лубутской волости, пустошь Гайкова, Гайдук тож, межеванная в 1781 году 10 июля: в ней покоса 11 дес. 1766 саж., под речкою и ручьем 743 саж.

3. Псковского уезда Завелицкой засады, в Каменской губ. перинская земля с пашенною землею, сенными покосами и прочими угодьями, данная от Коллегии экономии, межеванная тоже в 1781 году 31 июля: в ней земли пашенной 4 дес. 274 саж., покосу 1 дес. 480 саж., под огородами, гуменниками, конопляниками и бывшей под селениями 1650 саж., под упраздненною церковью 100 саж., и под дорогою 195 саж., под бичевником 1720 саж. и под рекой Великой 4 дес. 1580 саж.

4. Пахотная земля, называемая Степанова или Степково, в которой числится 49 десят. 263 квадр. саж.

Всего во всех пустошах 93 десят. 1437 саж., из них удобной 83 десят. 2278 саженей.

Рыбные ловли:

1. В речке Мирожке, близ монастыря и на реке Великой.

2. Исад Лисье и Кутни да исад Будовичи.

3. В озере большом вверх от полуострова Кашеварова озерки Березовое большое и малое, озеро Клины и с разливной половой водой, в рыбной же ловле тросняк и ситняк; в рыбной горке ловля в Кулейской губе, в реке Пижме на загубье и в реке Будовижской. Ловли эти по силе именного Высочайшего указа 18 декабря 1797 года отданы во владение Мирожского монастыря, но 15 февраля 1807 года Псковское Губернское правление сообщило Духовной Консистории, что озеро Березовое малое, по исследованию земским судом обще с уездным землемером Глотовым, оказалось принадлежащим помещику Сновидову, о чем и было дано знать монастырю. По неимению в монастыре планов и межевых книг на оставшиеся у него ловли доход они приносили весьма незначительный.

Вклады:

1. Помещицы Карамышевой билет на 300 руб. ассигнациями.

2. Почетной гражданки Развозовой на 1000 руб. ассигнациями.

3. Графини Орловой на 5000 руб. серебром.

Все эти билеты с другими жертвованными суммами ныне заменены билетами Государственного Банка непрерывно-доходными, которых числом четыре и сверх того расчетная книжка Государственного Банка, всего на сумму 8851 рубль.

Сверх постоянных доходных статей монастырь пользуется также единовременными пожертвованиями и доходами от продажи свеч. Но эти средства монастыря весьма скудны. В 1806 году, например, Казначей доносил настоятелю, бывшему в то время в Петербурге, что в храмовый праздник Преображения продано свеч на 21 руб. 3 коп., на свечу собрано от доброхотных дателей 19 руб. 50 коп., в кружку доходных денег поступило 7 руб. 5 коп., (счет на ассигнации). Из отчетности монастыря за разное время видно, что свечная продажа в начале нынешнего века простиралась в год на сумму от 150 руб. до 300 руб. ассигнациями.

Так, в 1815 году продано свеч на 304 руб. 5 коп., в 1816 году на 267 руб. 18 коп., в 1817 году на 267 руб. 18 коп., в 1818 году на 164 руб. 82 коп., в 1820 году продано свеч и собрано в кошелек на 185 руб. ассигнациями.

(Далее следует длинный, в три страницы, рассказ о тяжбе по поводу мельницы, назначенной в 1803 году к передаче монастырю, но так и не поступившей в его владение. – Н. Л.)

Ризница.

Она устроена на хорах в юго-западном углу храма Преображения и состоит из небольшой палатки с двумя маленькими окнами. Ризница монастыря весьма небогата утварью; но в ней хранятся следующие священные предметы, замечательные по своей древности:

1) Чаша Святого Нифонта. Она вырезана из корня неизвестного дерева и окрашена в позднейшее время красной краской. В средине чаши на дне ее находится серебряная позлащенная бляха с изображением Распятия и следующей надписью: "в лето 6664 Апреля 8 дня в пречестную обитель Спасова Мирожского Монастыря". Края чаши обложены тонкою серебряною полосою работы 1707 года с следующей надписью: "Святой Епископ Нифонт рождение имея града Киева от благочестивых родителей и монашество восприять в Киево-Печерской обители на престоле Епископства в Великом Новгороде 25 лет и будучи на престоле многие святые обители и церкви устрои, с благоверным князем Всеволодом Псковским и по преставлении князя Всеволода приидет Святой Нифонт во Псков и созда между рек Великою и Мирожею церковь Преображения Господня и обитель преславную украси, и братию собра и игумена постави и села многия владе на устроение церкви и обители". Серебряная обложка по краям сделана в предупреждение от распадения чаши по причине ее значительной ветхости. С боку чаши приделано маленькое серебряное кольцо. (В старой монастырской описи значится, что с сею чашею и с посохом Святой Нифонт делал сбор на построение Мирожского монастыря.)

2) Панагия черная из неизвестного вещества весьма древняя с разным изображением Спасителя с предстоящими; до 1839 года она была обложена скалым серебром с несколькими вставками из перламутра и каменьев. По указу Псковской Духовной Консистории от 12 ноября 1839 года разрешено было обложку эту употребить на переделку церковных сосудов.

3) Панагия небольшая (в квадратный дюйм) деревянная с изображением Богоматери с Младенцем, обложена серебряной обкладкой чеканной работы. Живопись от времени значительно повреждена, но чеканная работа самого оклада обращает на себя внимание по искусству и древности.

4) Крест наперстный (должно быть, княжеский) медный, величиною с один вершок, разделяется на две половины; внутри устроены пять отделений для вложения мощей. Крест этот замечателен своей грубой работой, по которой ясно можно видеть, что он сделан в то время, когда искусство резьбы на металлах было еще в младенческом состоянии. Художнику потребовались громадные усилия, чтобы нарезать на кресте простые дорожки по краям и самой грубой работы изображение распятого человека, в которое нужно очень пристально всмотреться, чтобы заметить подобие человека. Прицепка к ушку креста серебряная и хотя не современная кресту, но древней работы. Крест этот едва ли по времени не раньше самого монастыря.

5) Крест наперстный, малахитовый, древний, но обкладка с него снята и употреблена на устройство церковных сосудов.

6) Крест наперстный, пожертвованный Епископом Геннадием (1608 года).

7) Евангелие напрестольное, печатанное на Александрийской бумаге, обделанное с обеих сторон чеканным вызолоченным серебром. По краям сего Евангелия изображено резьбою: "лета Господня 1703 индикта 16 месяца июля устроено сие святое Евангелие при Иосифе Митрополите Псковском и Изборском в обитель Боголепного Преображения, что над Мирожею рекою близ града Пскова по вере и обещанию той обители Архимандрита Аарона, который ныне в Печерском монастыре Архимандритом, от его даяния и подаянием христолюбцев той обители при Архимандрите Киприане с братиею и сему Евангелию в той святой обители впредь быть во веки не искосно".

8) Потир серебряный позолоченный, чаша его позднейшей работы, а пьедестал и поддонок с резными изображениями католических святых весьма изящной работы в готическом вкусе. На поддоне небольшое за стеклом изображение Богоматери. Должно полагать, что пьедестал сделан был для католической церкви. Есть на нем несколько букв; но что они означают, разобрать нельзя.

9) Напрестольный крест 1703 года, серебряной чеканной работы.

10) Ковш серебряный, местами вызолоченный. В средине его государственный герб, а по краям на внешней стороне в четырех кругах надпись: "Божию милостью Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич всея Великая и Малая и Белая России Самодержец; и в стороне: пожаловал сим ковшом Псковитянина посадского человека Фадея Гурьева за прибор свой Великого Государя денежной казны, что он в 701 году, будучи в Пскове на кружечном дворе с бурмистром Иваном Печеневым Ларечным против настоящего 700 году". Весу в нем один фунт.

До 1805 года хранился в монастыре посох Преподобного Нифонта. По описанию он имел следующий вид: в длину мерою аршин и шесть вершков; золоченый по дереву и вверху обложенный серебром гладким, на нем камни – хрустальный белый и лазоревый. На нем была следующая надпись, вырезанная на серебре старинным письмом: "лета 6664 сей посох Святителя Нифонта Епископа Новгородского чудотворца, создателя  Мирожского монастыря построения (обложения серебром) Михайлы Сарпукова". В 1805 году во время чтения Евангелия над умершим Архимандритом Иаковом неизвестно кем похищен, и самое дело о розыскании его в том же году предано суду Божью.

До 1839 года были три блюда серебряные: Крестовое, Богородичное и Предтечево. На Крестовом по бокам была надпись: "во смирение его суд его взяться, род же его кто исповесть, яко вземлется от земли живот его, всегда и ныне, яко овца на заколение ведется и яко агнец прямо стригущего его безгласен, сиде не отверзает уст своих". На Богородичном: "бысть чрево твое Святая трапеза, имеющая небесного хлеба Христа Бога нашего, от него всяк ядый не умирает, яко же рече всяческая Богородица питательница жизни нашея; честнейшую Херувим и славнейшую во истину Серафим без истления".

Кроме сих вещей сохраняется древняя железная алебарда. По виду своему она должна быть отнесена не далее как к 15 веку. До прибытия настоящего отца казначея, Иеромонаха Амвросия, с нею обыкновенно ходил ночной дозор вокруг монастыря; а в настоящее время сохраняется в ризнице.

Библиотека.

Монастырская библиотека помещается а ризнице. Она весьма не велика и состоит из богослужебных книг и рукописных богословских и философских систем, частию на Латинском языке. Последние книги, вероятно, оставлены настоятелями монастыря, бывшими Префектами и Ректорами Семинарии. Особенного внимания заслуживают следующие две рукописные книги:

1) Книга в осьмую долю листа рукописная без заглавия, писанная полууставом с большими против ударений погрешностями. Она содержит в себе: а) службу на 24 день Сентября: "празднуем по Бозе пречудное знамение Пресвятой Богородицы, иже есть над Мирожею рекою в обители боголепного Преображения Христа Бога нашего"; б) "Слово похвально Пресвятой Владычицы Богородицы и приснодевы Марии. Сложено от божественных писаний; сказание, как и коим образом бысть знамение от образа Матери Господня Святой иконы честного его воплощения. Быша слезы яко струей течаше, из очей ея, в приснословущей обители, у боголепного Преображения Господа Бога и спаса нашего Иисуса иже есть над Мирожею рекою". Слово это, как значится в конце его, "поставлено и сложено в лето 713" (1595 год), следовательно, вскоре после совершения самого чуда; в) Сказание о том же чуде; г) служба Святителю Нифонту на 28 день Сентября; д) "Житие и жизнь преподобного отца нашего Нифонта, бывшего в пощении в велицей Лавре Киевския пещеры. В начальстве преподобных отец Антония и Феодосия. По сем бывша Епископом в великом Нове-граде. И достойно память исправиша дело. Списано священником Варлаамом, благослови отче".

2) Синодик, писанный в 1699 году. (В монастырской описи написание его отнесено к 1207 году; вероятно потому, что на одном из заглавных листов обозначено СЗ (107) года. Но к этой цифре следует прибавить не тысячу, а семь тысяч.) Он содержит: а) заглавный лист следующего содержания: "изложение Святых Апостол и Святых отец семи Соборов, како православным Хрестианам жити в вере Христове: и како поминаемым быти душам Христианским". Но вместо сего следующие два листа заняты перечислением дней смерти некоторых князей русских; б) Предисловие просвещению Святого Духа, предзнамение синодика, по Вознесении Христове, еже на небеси сиде". Следует сказание о времени установления делать поминовение по усопшим, и каким образом священник должен совершать поминование на проскомидии. Затем несколько извлечений из слов отцов и Учителей Церкви, а также и Священного Писания. "Вопрошение о умерших душах, будт ли познание тамо, братии с братиею и друг со другом". Повесть о Макарии Александрийском; в) Двадцать восемь картинок, писанных акварелью, следующего содержания: 1) Господь Вседержитель. 2) Иаков, брат Господень, представлен сидящим за столом и пишущим на хартии: "по Вознесении Господни, на небеса сошедшимся Святым Апостолом, вкупе Петру Верховному, Иакову, брату Господню, и прочим, и многое Божественное писание изъявиша, изложиша и церкви придаша в пользу умершим". 3) Апостол Петр, крестящий народы, при нем надпись: "по воле Божии рассеяни быша Апостолы по вселенной, проповедующе закон Христов, и неверныя языки в веру приводя и крещаху их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и учаху, како им во плоти чисто жить и закон Божий хранити". 4) Представлены Священник и дьякон во время совершения прскомидии. 5) Представлены Священник и дьякон служащими панихиду. 6) Изображена смерть праведного человека. 7) Изображение умершего человека и Ангела, показывающего отошедшей душе различные места, где она обитала. 8) Ангел Господень проводит душу по воздушным мытарствам. 9) Ангел показывает душе рай. 10) Ангел показывает душе ад. 11) Ангел приводит душу на поклонение Христу. 12) Изображение богатого лежащим на постели и около нея стоящим его друга. 13) Изображение друга сидящим над сундуком с сокровищами. 14) Изображение друга перед женою, а за ним беса, внушающего мысли о сребролюбии. 15) Изображение друга лежащим на постели, а пред ним стоящими жены и двух детей. 16) Изображена смерть друга, два дьявола принимают душу. 17) Изображение матери и детей по смерти друга. 18) Повесть о лихоимце умершем: изображен человек, лежащий в огне, из чрева его выросло дерево и на нем вниз головами повешены его дети, пред ними монах. 20) Изображена смерть бражника, пред ним дочь его. 21) Изображено состояние бражника по смерти. Дочь его узнает, что отец по смерти пьет чашу с огнем. 22) Изображена смерть мздоимца: тело мздоимца ежит в церкви, дьявол тащит его вон, причем присутствуют два сторожа. 23) Изображение того же мздоимца, найденного на другой день в пропасти. 24) Изображение смерти верхом на лошади, за плечами у ней разного вида оружия, в одной руке коса, а другою рукою касается грешника. 25) Повесть о девице блуднице. Девица представлена на огненном змее, в ушах ее стрелы, в глазах жабы, огонь пылает из уст, змеи сосут груди, а собаки рвут руки. Перед нею священник. 26) Повесть о мирянине умершем. Изображена внутренность церкви, Богородица, перед нею священник, а за ним народ. 27) Представлена внутренность церкви, посох прозябший, священник и народ. 28) Изображен священник в огне, а дети его духовные бросают в него каменьями. Изображения эти дают наглядное понятие об образе древних одежд, монашеской, священнической, мирян – мужчин и женщин. Особенно обращает внимание головной убор женщин и то, что священники представлены в маленьких шапочках вроде скуфьи.

В конце книги собственно начинается синодик, где записаны имена Патриархов, Князей и Царей Московских, Цариц, Царевичей, Царевен, Митрополитов Московских, Псковских, Вселенских Патриархов, Митрополитов Новгородских и т. д.

Архивы.

Помещается в ризнице и состоит из собрания указов Псковской Духовной Конситории настоящего столетия и только некоторых от прошлого века. Из дел его видно, что собрание указов по годам началось только вследствие настоятельного требования Епархиального Начальства в 1820 году, а до того времени о сбережении получаемых бумаг весьма мало заботились. Даже в то время, как предписано было полученные указы и другие документы переплести в книги, то картоны на них были сделаны из указов 18 века; чему обязаны сохранением некоторых сведений о настоятелях прошлого столетия. В настоящее время все сохранившееся документы тщательно подобраны по годам и хранятся в ризнице под ведением Казначея.

Хронологический список настоятелей, о которых сохранились известия.

Игумены.

Преподобный Авраамий, первый игумен Монастыря, скончавшийся в 1158 году. Мощи его хранятся под спудом в монастыре.

Преподобный Василий, игумен, убиенный в 1299 году при нашествии на Псков Ливонских немцев.

Карп, упоминается при построении Церкви Св. Архидиакона Стефана в 1404 году.

Григорий, упоминается в надписях двух колоколов под 1650 и 1521 годами.

Митрофан, упоминается в первой Псковской летописи под 1589 годом; впоследствии Архимандрит Псково-Печерского Монастыря.

Архимандриты.

Аарон, упоминается в надписи на Евангелии, значащемся по описи под № 23.

Киприан, упоминается там же под 1703 годом.

Маркелл, упоминается под 1721 годом в надписи на потире, значащемся по описи под № 16.

Герасим. На его имя сохранились два указа 1736 и 1744 года Стефана, Епископа Псковского и Нарвского.

Иоасаф, им написана триодь цветная в 1754 году, принадлежавшая Архиепископу Симону Тодорскому и хранящаяся ныне в библиотеке Псковского Кафедрального Собора, а также упоминается в надписи на ризе храмовой иконы Преображения.

Иринах, на его имя сохранился указ 1764 года.

Сверх сего в монастырском диптихе, писанном в конце 16 века, записаны имена Архимандритов Мирожских: Иоакима, Парфения, Дионисия, Митрофана, Изосимы, Порфирия, Иакова и Корнилия.

Игумены.

Стефан, из Тверских учителей, сперва Перфект Псковской Духовной Семинарии (1766 – 1774 гг.) и потом ректор той же Семинарии.

Варлаам, (1774 – 1778 гг.) Ректор Семинарии, в 1778 году переведен Архимандритом в Псково – Печерский  монастырь: а в 1792 году Св. Синодом переведен настоятелем в Воскресенский ново-Иерусалимский Ставропигиальный монастырь.

Иустин, (1778 – 1784 гг.) Префект Семинарии. В 1781 году Св. Синодом назначен был в Голштинию, но отказался по болезни, в 1784 году переведен в Белгородский Николаевский монастырь.

Адриан, (1784 – 1786 гг.) префект Семинарии.

Венедикт, (1786 – 1792 гг.), дьячевский сын, обучался в Тверской Семинарии и в 1780 году принял монашество в Тверском Отрочем монастыре. В 1782 году был определен учителем Новоторжской Гимназии и Казначеем Борисо-Глебского монастыря. В 1782 году назначен учителем Тверской Семинарии, а в 1786 году переведен в Псковскую Семинарию Префектом и Игуменом Мирожского монастыря. В 1792 году переведен Игуменом в Торопецкий Небин монастырь.

Исаия, Префект Семинарии (1792 – 1796 гг.), на его имя сохранился указ Духовной Консистории от 1793 года.

Архимандриты.

Венедикт, (1796 – 1799 гг.) Член Консистории и Благочинный над монастырями. Из Игуменов Торопецкого Небина монастыря (см. выше Игумен Венедикт) с 1796 года Игумен Мирожского монастыря, а с 1798 года Архимандрит того же монастыря. Из Префектов в 1799 году Ректор Псковской Семинарии. В 1800 году переведен Архимандритом в Псково-Печерский монастырь, где и умер. В продолжение своего ректорства и настоятельства был под судом по девяти следственным делам; из них по некоторым был штрафован, а по другим от суда освобожден по Всемилостивейшему Манифесту.

Иаков, (1799 – 1805 гг.) Член Духовной Консистории и Благочинный монастырей. В 1805 году при обозрении вверенных его смотрению монастырей умер в Иоанно-Богословском Крыпецком монастыре; тело погребено в Мирожском монастыре.

Арсений, (1806 – 1818 гг.) переведен из Тверской Епархии Николаевской Теребенской пустыни, в 1805 году произведен в Архимандрита, сделан Благочинным над монастырями и членом Духовной Консистории. В 1806 году был вызван в Петербург на проповедание Слова Божия. В 1807 году, во время отсутствия Ректора семинарии Архимандрита Аоанасия, он назначен был исполняющим должность Ректора. В продолжение своего благочиния имел многие столкновения с настоятелями других монастырей. Таким образом, находился под судом по жалобе на него Настоятельницы Псковского Вознесенского монастыря Игумении Феофании об оскорблении ее бесчестными словами и по делу об оскорблении бесчестными же словами Игумена Святогорского монастыря Петра Лаврова, впоследствии Архимандрита Мирожского же монастыря. Находился также под судом по делу с Игуменом Великолуцкого монастыря Игнатием об оклеветании последним его пред Великолуцким Городничим. По Всемилостивейшему Манифесту 30 Августа 1814 года от суда освобожден. Но еще прежде сего по делу с Игуменией Феофанией с 1813 года уволен был от благочиния. 28 Апреля 1818 года умер и погребен в Мирожском монастыре. По смерти его не оказалось в наличности монастырской суммы 1076 руб. 53 коп. и вещей на сумму 852 руб. 47 коп., всего же на 1929 руб., которые пополнены из оставшегося имущества.

Петр Лавров (1818 – 1825 гг.), Опочецкого священника сын, обучался в Псковской Духовной Семинарии; из риторического класса был вытребован в С. – Петербургскую Медико-Хирургическую  Академию, но по просьбе снова уволен был в Псковскую Семинарию. Из философского класса отправлен был в С. – Петербургскую Духовную Академию для образования к учительской должности. В 1804 году по окончании курса с званием кандидата богословских наук, определен учителем в Псковскую Семинарию. В 1805 году вместе с учительской должностью занимал должность Префекта, в 1808 году пострижен в монашество и сделан Игуменом Святогорского монастыря. В 1818 году произведен в сан Архимандрита. В 1819 году исправлял во время отсутствия Ректора Семинарии Архимандрита Афанасия его должность и в том же году сделан Членом духовной Консистории, а в 1820 году Благочинным над Крыпецким монастырем. Умер 2 июля 1825 года и погребен в монастыре. По смерти его не оказалось в наличии денег и вещей на сумму 752 руб. 51 коп. Деньги эти частию пополнены с оставшегося по смерти его имущества, а частию прощены по Всемилостивейшему Манифесту 1826 года, по безнадежности.

По смерти Архимандрита Петра управляли монастырем Иеромонахи: Анатолий, после него Василий и затем Мелхисидек. Указом 31 Мая 1826 года назначен настоятелем Архимандрит Афанасий (1826 – 1827 гг.) из малороссийских казаков, в учебных заведениях не обучался. В 1798 году поступил послушником в Софрониеву пустынь и пострижен в монашество. В 1807 году вытребован в Александро-Невскую Лавру; в 1813 году произведен в Иеромонахи и откомандирован на бывшую в то время в Прусских портах флотилию для исправления священнослужения. В следующем году во время действия той флотилии против неприятельских французских батарей у Данцига и Кенигсберга отправлял Христианские требы при военном госпитале. В 1816 году по просьбе перемещен в Полтавский Архиерейский дом, где исправлял различные должности: Эконома домоправления, Благочинного и Эконома Семинарий и по преобразовании семинарской Бурсы, члена и казначея попечительства о бедных духовного звания.