ВИДЕОКАМЕРА НА ДНЕ БАЙКАЛА
УСТЬЕ АНГАРЫ онлайн камера
ОСТРОВ ДОЛГИЙ онлайн камера

 

ФОТОРЕПОРТАЖИ

КАРЕЛИЯ

 

 

 

Шуя, Шотоозеро, Порог Кеняйкоски

АДЫГЕЯ

 


 

Фишт и Оштен "Тридцатка"

КРЫМ

 

 

 

Отпуск в Севастополе
Севастополь. Голубая бухта
Севастополь. Херсонесский маяк
Севастополь. 35 береговая батарея
Подземелья Севастополя
В небе над Форосом  

АЛТАЙ

 

 


Восхождение на Белуху

ПОМОРЬЕ

 

 


Внезапный поворот в Туровец на Святой источник

Плюсы и минусы автостопа
Москва - Вологда - Архангельск - Котлас - Великий Устюг - Москва

УРАЛ, ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ

 

 


Невьянск - Верхотурье - Березовский

БАЙКАЛ

 

 

 

Вокруг Байкала
Баргузинский заповедник    
Байкало-Ленский заповедник 
Байкальский заповедник
Прибайкальский национальный парк   
Забайкальский национальный парк
Энтузиасты заповедного дела
Кому и за что платить

ЯКУТИЯ

 

 


Ленские столбы

ЯМАЛ

 

 

 

Ямал - край земли. Метеостанция Гора Рай-Из
Ямал. Путешествие за полярный круг

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

 

 

 

История Великого Новгорода
Концы Великого Новгорода
Оборонительные сооружения - Новгородский Кремль
Ярославово дворище
Никольский собор на Ярославовом дворище
Церковь Дмитрия Солунского на Славковой улице  
Церковь Рождества Христова на Красном поле  
Церковь Феодора Стратилата  
Антоньев монастырь
Михайло-Клопский монастырь
Фрески Троицкого собора Михайло-Клопского монастыря

 

ПСКОВ

 

 

 

 

Собор Иоанна Предтечи
Спасо-Мирожский мужеский монастырь   
Церковь Александра Невского 96-го Омского полка

 

ВЕЛИКИЙ УСТЮГ

 

 

 

Великий Устюг
Отдых в Великом Устюге

 

Собор Иоанна Предтечи

До печальных революционных событий в 1917 году, собор был частью женского Иоанно-Предтеченского монастыря. Монастырь находился на левом берегу реки Великой, напротив Кремля, в местечке называемом Завеличье. Обитель основали в начале 13 века. По историческим данным, основательницей монастыря принято считать благоверную княгиню Евфросинию, в иночестве Евпраксия. Она была дочерью литовского князя Рогвольда и родственницей Псковского князя Довмонта Тимофея и святой Евфросинии княжны Полоцкой.

В молодости благоверную княгиню Евфросинию выдали замуж за князя Ярослава, сына князя Владимира Мстиславовича. Брак этот был несчастливым, и супружеская жизнь княгини была крайне тяжелой. У ее мужа, Ярослава,  был непостоянный и злой характер. В своем родном городе Пскове бывал редко, большую часть времени он проводил у врагов города – Ливонских рыцарей, и имел с ними дружеские отношения. Лишь изредка, наверное, чувствуя свою вину перед городом, Ярослав возвращался в Псков, собирал рать и вел ее против рыцарей, а потом вновь с ними дружился. Однажды, в одном из своих походов Ярослав встретил местную Ливонскую женщину (говорят, необычайной красоты), отвергнул свою благоверную супругу и остался навсегда в Ливонии. После этого события, Ярослав вместе с рыцарями стал совершать набеги на свою землю, опустошать ее, убивать людей. В 1240 году он с рыцарями захватил город Изборск, а затем и сам Псков, который находился в их власти до 1243 года, пока святой князь Александр Невский не освободил его.

Молодая княгиня Евфросиния, оставленная мужем, стойко перенесла это испытание и решила искать счастье в подвигах благочестия. Так она основала обитель, где и приняла иноческое пострижение с именем Евпраксия,  вблизи того холма, где по преданию святая Ольга поставила крест и видела три луча, на том месте, где сейчас стоит Троицкий собор. Здесь княгиня основала храм во имя святого Иоанна Предтечи, построила другие здания и устроенную обитель посветила тому же святому. Это было сделано не случайно, так как святой Предтечи с первых времен христианского иночества, как первый пустынножитель, считается покровителем его. Поэтому, посвящая новую обитель его имени, она тем самым поручала ее святому Предтечи. Без сомнения также и то, что святая Евпраксия имела особое усердие к этому Праведнику Нового Завета и Первому Мученику, пострадавшему за правду. Так же по преданию считается, что благоверная Евпраксия была первой игуменьею монастыря.

В каком именно году была начата постройка монастыря, с точностью сказать трудно. Так же как и то, сколько времени прожила в обители святая Евпраксия. Одни исторические источники считают, что годом основания монастыря был 1240 год, а другие – 1243 год. В любом случае основание обители можно смело относить к началу сороковых годов XIII века, так как далее все исторические источники сообщают, что к 1243 году строение монастыря было окончено. Далее те же источники сообщают о том, что в том же 1243 году, княгиня - инокиня была вызвана своим мужем Ярославом в Ливонский город Одемпе, где 8 мая приняла венец мученичества, будучи в этом городе убита своим пасынком. Известный историк Пскова Митрополит Евгений Болховитинов на сновании древних летописей сообщает следующее: «окончен строением Псково-Предтеченский женский монастырь на Завельчье супругою Псковского князя Ярослава Владимировича княгинею Ефросинею, в схимонашестве Евпраксиею, которая того же года Мая 8 в Лифляндии пасынком своим убита, а в сем монастыре погребена и чрез 10 дней Мая 18 было чудо от Спасителевой иконы над гробом ея».

После кончины преподобной Евпраксии, о монастыре сохранилось очень мало сведений. Эти сведения таковы:

Известно, что в XIII веке монастырю помогал пожертвованиями князь Довмонт Тимофей и его супруга Марфа.  Так же известно, что монастырю этими же людьми были пожертвованы вотчины и угодья близ города Гдова, это подтверждается грамотой Царя Михаила Федоровича, что в свою очередь подтверждает ранее выданную грамоту  князем Василем Иоанновичем и Царем Иоанном Грозным. Так же сообщается о том, что благочестивая княгиня Марфа, после кончины своего супруга Довмонта Тимофея переселилась в Иоанно-Предтеченский монастырь, где и прожила до своей кончины в 1300 году. В 1487 году в монастыре была погребена супруга Псковского князя Ярослава, умершая от моровой язвы; одновременно с ней был похоронен и ее сын.

В Псковских синодиках упоминаются имена десяти княгинь-инокинь, нашедших место вечного упокоения в стенах Иоанновского монастыря, где, несомненно, они и приняли иноческое пострижение. Эти имена таковы: инокиня Васса, инокиня Голендуха, инокиня Иулия, Анна, Иулиана, Мария, Александра, Евфросиния, София и Елена. Вероятнее всего Иоанновский монастырь, основанный княгиней, являлся для других Псковских княгинь местом погребения, а для некоторых и местом иночества, несколько позже подобным местом был и  Московский Вознесенский монастырь для Московских великих княгинь, также основанный  княгиней Евдокией, в иночестве Евфоринией – супругою великого князя Димитрия Донского.

О том, сколько насельниц было в монастыре – неизвестно, также как и о том имел ли монастырь вид строгого общежития или нет. Хотя то, что обитель была самостоятельной, в плане материального обеспечения, подобно Мирожскому монастырю, говорит тот факт, что эти оба монастыря находились вне городской стены и поэтому всеми своими обеспечениями занимались сами.

В любом случае с самого основания монастырь имел различные привилегии сначала от Псковских князей, а потом и от великих князей и царей Руси. Например, в 1510 году великим князем Василием Иоанновичем игумении с сестрами была дана «тарханная» или несудимая грамота, подтвержденная потом царем Иоанном Васильевичем Грозным в 1536 году и царем Феодором Иоанновичем в 1585 году. Эти тарханные грамоты, впервые были введены на Руси во времена монгольского владычества, и освобождали от всяких податей и суда. Такая грамота была огромным преимуществом Иоанно-Предтеченского монастыря, его не имели многие монастыри России. В 1587 году, решением Собора, грамоты были отменены, но выданные ранее продолжали действовать.

Много, очень много повидал монастырь за время своего существования. Это были и нападения и осады со стороны врагов, и пожары, и эпидемии. Так, например, известно, что в 1466 году, в 1552 году и 1595 году Псков подвергался страшнейшим вспышкам эпидемии моровой язвы, которая полностью опустошала город и окрестности. А в 1433 году, в 1532-1533 годах и 1609 году были в Пскове страшные пожары, уничтожившие почти весь город. Различные осады, нападения и грабежи со стороны врагов (поляков, литовцев и русских изменников) также плохо влияли на развитие и процветание монастыря, тем более что он еще и находился вне городской черты и поэтому был менее защищен  от всяческих напастей.

Процветание Иоанно-Предтеченского монастыря началось в царствование царя Михаила Федоровича. Были подтверждены ранее выданные грамоты на владение землями (см. выше) и другими угодьями, а также подтверждено право судить своих монастырских людей и крестьян во всех делах, кроме разбоя и убийства. Эта  грамота была выдана 28 марта 1623 года от имени царя и Патриарха Филарета. Из данного документа можно судить о владениях монастыря и его привилегиях. Часть земель находилось непосредственно возле монастыря,  и оброкам не подлежала, как и те земли, которые были подарены давным-давно святым Довмонтом и его супругою Марфой. Эти земли, которые были вблизи монастыря, простирались «от немецкаго гостиннаго двора, бывшаго вблизи монастыря, по берегу Ильинскаго монастыря бывшаго вблизи Иоанновского и упраздненнаго в 1746 году до Стефановскаго моныстыря ныне также упраздненнаго, а отсюда до Мироносицкого монастыря, ныне кладбища» (из летописи). Монастырю также принадлежало 13 деревень и 33 пустоши, крестьяне которых были освобождены от «податей и денежных боров».

В царствование царя Алексея Михайловича монастырь получает 13 января 1643 года подтверждение всех своих прав, как на землю, так и на право несудимости. 1 января 1685 года при царях  Иоанне и Петре Алексеевичах обитель опять получает подтверждение  всех прав. При царствовании Петра Великого I царица Параскева Феодоровна, супруга царя Иоанна Алексеевича, много помогала монастырю, приезжала туда 12 октября 1716 года и пожертвовала на устройство иконостаса и два покрова 50 рублей, кроме того, игумению монастыря Евстолию Ладыгину пригласили во дворец в Петербурге.

С конца царствования императора Петра I начинается постепенный упадок Иоанно-Предтеченского монастыря, хотя прежде данное движимое и недвижимое имущество еще остается при нем. В 1764 году при императрице Екатерине II монастырь лишается практически всех своих поместий. Во второй половине XVIII века положение доходило до того, что  у монастыря не было средств засеять свои поля, и он был вынужден занимать семена или покупать их. Но, тем не менее,  Иоанно-Предтеченский монастырь считался «первенствующим и первостатейным» и в него переводили монахинь из других упраздненных монастырей. К тому же к нему были приписаны некоторые церкви бывшие до 1764 года монастырями.  Так, например, бала приписана Ильинская церковь на Завеличье, называвшаяся «Илья Сухой» бывший монастырь, разоренный шведами в 1515 году и церковь святого архидиакона Стефана бывшего мужского монастыря.

В 1803 году монастырю были даны в пользование следующие вотчины:

1. земля в Ново-Уситовской волости Островского уезда;

2. пустошь Климово в Акатово Полонской волости Псковского уезда и рыбная ловля в Псковском большом озере.

В 1826 году рыбная ловля и мельницы были от монастыря отняты и вместо них дано ежегодное денежное вознаграждение.

Императрица Мария Александровна много раз бывала в Иоанно-Предтеченском монастыре, и  жертвовала сестрам на покупку чая и сахара. Так же в 1859 году она пожертвовала ковер к гробнице святой благоверной княгини Евпраксии. В течение XIX  века здания монастыря несколько раз поновлялись.

 

Последние данные о монастыре относятся к 1913 году.

К этому времени монастырь имел: соборный храм Иоанна Предтечи (холодный); Андреевский храм с приделом Серафима Саровского чудотворца; несколько каменных корпусов; колокольню; и каменную ограду вокруг всего монастыря.  

В монастыре находились: настоятельница, 33 монахини, 44 рясофорных и 40 человек послушниц.

Монастырь имел тип общежития. Все монахини и послушницы получали от обители стол и помещение (келью), а на другие жизненные надобности зарабатывали сами трудами рукоделия.

В монастыре так же имелся хор, церковно-приходская школа, устроенная на средства обители в 1896 году,  в которой учились 30 мальчиков и 20 девочек. Больница для сестер монастыря открытая в 1895 году, богадельня, в которой проживали 6 престарелых бедных женщин. Так же при монастыре работали мастерские: иконописная (7 послушниц), золотошвейная (6 послушниц), ткацкая (10 послушниц) и белошвейная (15 послушниц); и другие мастерские, где работали исключительно монахини и послушницы обители. За работы своих сестер монастырь имел несколько дипломов и похвальных грамот.

Средства обители были ограниченными, и весь доход он получал от кладбища и богомольцев.

Это последние известные данные о Иоанно-Предтеченском монастыре. Еще только известно, что монастырь оставался действующим до 1924 года. А с 1924 года началось постепенное разорение обители, которая простояла много веков, выжила во время пожаров, эпидемий и нападений иноземцев. С этого времени монастырские постройки стали использовать под нужды различных светских организаций. В течение 1930-х годов притвор Иоанновского собора использовался как гараж, а все монастырские здания были отданы под квартиры шоферам. Во время Великой Отечественной войны Андреевский храм был разрушен и его никто не потрудился восстановить! В довершении всего в 1950-х годах, в связи с расширением улицы Горького снесли ограду, каменную надвратную колокольню с часами, сняли колокола, а в 1962 году сровняли с землей кладбище, располагавшееся вокруг собора Предтечи,  на котором издавна хоронили псковских граждан. От большого и некогда процветающего монастыря остался лишь одиноко стоять собор Рождества Иоанна Предтечи, который тоже постепенно разрушался. Реставрационные работы, направленные на спасение храма проводили в 1950 году, и то они коснулись лишь фасада здания.  Несмотря на предпринятые действия, собор не использовался по своему прямому назначению. В нем был и склад типографии, и хранилище торфа, затем его передали заводу «Пролетарий», для организации музея, попытались открыть «Театр слова», но ничего не получилось. Древние стены собора были против такого обращения. Из-за недоговоренности с храмом, его бросили и оставили попытки открыть в нем что-либо, а  он так и стоял заброшенным и постепенно ветшал.

В 1991 году собор Рождества Иоанна Предтечи был возвращен Русской Православной Церкви и передан верующим. Богослужения возобновились в день Рождества святого Предтечи – 7   июля того же года, в престольный праздник собора. Изначально службы проводились в притворе, так как  в основном объеме храма среди груд мусора стояли строительные леса. Постепенно собор отреставрировали, изначально его очистили от мусора, настелили полы, восстановили деревянные хоры, древнюю штукатурку и побелку. Затем стали воссоздавать интерьер храма. Сегодня это восстановленный собор, при котором действует иконописная мастерская. С 1993 года настоятель собора священник Андрей Давыдов.

Мы вновь обращаемся к историческим источникам и немного окунемся в те времена, когда Иоанно-Предтеченский монастырь строился и процветал. Далее будет рассказано не только о сохранившемся соборе Рождества Иоанна Предтечи, но и об остальных строениях обители, которые, к сожалению, были уничтожены. Для того чтобы, хотя бы представить какие они были, будет рассказано, какой был интерьер в храмах, какие иконы находились в них и где они располагались.    

Иоанновский храм.       (Все описания относятся к 1913 году) 

Соборный Иоанновский храм (ныне действующий) находился справа от входа через святые ворота. Он является одним из древних храмов Пскова, и, несмотря на многовековое существование, сохранил во многом первоначальный вид. Как было сказано ранее, он основан благоверною игумениею Евпраксиею около 1243 года, незадолго до ее кончины. Сохранившиеся монастырские акты и документы считают годом основания собора 1247 год. По этому можно предполагать, что при благоверной Евпраксии был лишь заложен каменный храм, а завершение работ по нему и его освящение произошло в 1247 году. Первый же храм был деревянным. Иоанновский храм представляет собой вид храмов Древней Руси XIII века, когда еще западное влияние не проникало в Россию. Эти древне русские постройки отличаются отсутствием изящества, но в то же время своей массивностью и прочностью. Со времени свержения татаро-монгольского ига, а особенно со времени брака Великого Князя Иоанна III с греческой царевной Софиею Палеолог очень многие древне-русские храмы начинают перестраиваться, при чем принимают более легкие и изящные формы, не говоря уже о большей обширности. Так, например, были перестроены многие Московские древние храмы, но это мало коснулось храмов Новгорода и Пскова, которые в большинстве своем сохранили свой первоначальный вид. Перемены,  коснувшиеся Иоанновского храма, нужно относить к более позднему времени и то эти изменения весьма незначительные и коснулись лишь средней его части. Так был изменен первоначальный вид окон, с целью  лучшего проникания света, старинные узкие окна были расширены, столбы в средней части были обделаны, вероятно, что и сам купол тоже переделывался. Что же касается алтарной части (где переделывались только окна) и притвора, то эти части, несомненно, сохранили свой первоначальный вид.

План храма представляет собой вид корабля, наиболее распространенный тип храмов древней Руси. Восточная сторона собора состоит из трех округлостей, или аспид, сохраняя древнейшее деление алтаря на три части: среднюю его часть, которая по месту нахождения престола, называется престол; правую сторону, называвшуюся диаконником и левую по месту нахождения жертвенника – жертвенником. Над юго-западной частью храма возвышается старинная звонница на столбах XIII-XIV веков, с двумя пролетами. Храм имеет два наружных входа: один главный с западной стороны и другой с южной, а кроме этого имеет еще и внутренний вход из примыкающего к нему Андреевского храма. Окна расположены с двух сторон, из которых два освещают среднюю часть храма и два алтарь.

Над серединой здания возвышается большой купол, а по его сторонам два поменьше. В 1801 году при игумении Иоанне главы были покрыты осиновую чешуею и покрашены на средства, пожертвованные благотворителями. В 1859 и 1864 годах главы покрыты листовым железом и выкрашены зеленой краской. В 1894 году кресты на главах позолочены. В 1900 году, при игумении Ювеналии все главы вновь поновлены.

Вход в храм возвышается на две ступени над землей.  Притвор храма окон не имеет и его своды изменениям не подвергались. На левой стороне притвора находится старинный образ святого пророка Илии Строгановского письма. Этот образ был храмовым в Ильинской церкви, в прошлом упраздненной.

 Свод средней и алтарной частей храма опирается на шесть столбов, два из которых находятся за иконостасом, а четыре в средней части храма. Иконостас четырехъярусный. Среди икон находящихся в нем есть несколько древнего происхождения, но сам иконостас начала восемнадцатого столетия, это можно заключить из надписи находящейся под иконою святого Иоанна Предтечи. Написано: «1723 году марта при державе Всепресветлейшаго и державнейшаго Петра Великаго Императора и Самодержавца Всероссийскаго построен сей иконостас в церкви святаго Иоанна Предтечи в деви монастыре.»  Большинство же икон находящиеся здесь, кроме нижнего яруса, одновременного происхождения с иконостасом, т. е. относятся к началу XVIII века. В 1863 году весь иконостас и большинство икон были реставрированы, колонки иконостаса и царские врата (двери) позолочены. Из местных икон обращают особое внимание – икона Христа Спасителя, Сидящего на Престоле, риза отличается особой художественной работой, устроена в 1879 году. Внизу образа находится надпись: «Иконостас сей возобновлен по завещанию настоятельницы монастыря игумении Ангелины Азарьевой в 1863 году».

Храмовый образ святого Иоанна Предтечи, письма второй половины XVII века – царской школы. Под этой иконой находится следующие надписи: «По указу Благоверныя Государыни Царицы и Великия Княгини Параскевы Феодоровны и по благословению Преосвещеннаго Феофана Архиепископа Псковскаго и Нарвскаго, а строила сей иконостас того же монастыря Игумения Евстолия Ладыгина»; вторая надпись:  «1723 году марта 1 день при державе Всепресветлейшаго и державнейшаго Петра Великаго Императора и Самодержавца Всероссийскаго построен сей иконостас в церкви святаго Иоанна Предтечи в деви монастыре»; и третья: «В 1720 году* в марте месяце 4 числа пожаловала Государыня Императрица Екатерина Алексеевна денег пятьдесят рублев на строение иконостасу. В том же марте месяце 14 числа Благоверная Государыня Царица и великая Княгиня Параскева Феодоровна в оной иконостас денег пятьдесят руб. когда игуменья Евстолия Ладыгина была в Санкт Петербурге у Их Величества в доме». Образ Иоанна Предтечи реставрации не подвергался и вполне сохранил черты иконописи 17 столетия. Рядом с ним находится икона Николая Чудотворца. Эта икона Строгановского письма прекрасно сохранившегося. Когда-то она была поновлена безыскусным художником, при чем древние черты изображения святителя были закрыты, но в 1860-е годы случайно открыта старинная живопись посредством помывки.

По бокам Святителя изображены: Спаситель, Богоматерь, святые мученики Никита и Лонгин Сотник.

По левую сторону от Царских врат находится местная икона Иерусалимской Богоматери. Риза на иконе сделана в 1879 году, а сама икона,  как видно из надписи под нею, написана при игумении Варваре и келарии монахине Евстолии Ладыгиной в 1710 году. Рядом с ним находится образ Богоматери Старорусской. Это изображение Богоматери и Превечного Младенца отличается художественностью рисунка. Под иконой написан тропарь и кондак Богоматери. Рядом с ним находится образ Смоленской Богоматери письма 17 столетия – царской школы. Черты иконописи сохранились очень хорошо, и реставрация этой иконы не касалась; риза устроена в 1876 году. Под иконою находятся изображения святых Довмонта и Всеволода, князей Псковских, Александра Невского, преподобной Параскевы, благоверной княгини-инокини Евпраксии, схимонахини Марфы и Равноапостольной княгини Ольги.

Внизу иконостаса под местными иконами обращают особое внимание по своей исключительной редкости изображения древних греческих философов. Все они имеют в своих руках свитки с выписанными их изречениями. Философы эти следующие: Омир (Гомер), Аристотель, Ермий,  Мепандр, Платон и Валаам. Подобные изображения языческих философов, свидетельствовавших о Боге, крайне редки и насколько известно, кроме Иоанно-Предтеченского монастыря, находятся лишь в четырех храмах России: в соборном храме Московского Новоспасского монастыря, Московском Благовещенском соборе, в соборном храме Московского Богоявленского монастыря и в соборе города Пскова.

Около правого клироса находится образ святого великомученика Пантелеймона с частицею мощей этого угодника. Сей образ, написан в Пантелеймоновском монастыре на Афоне и принесен в 1899 году в настоятельство игумении Агнии.

На правой стороне храма в нишах находятся гробницы погребенных здесь и подвизавшихся здесь: княгини Наталии – ближе к алтарю и вблизи юго-западного угла – схимонахини Марфы, бывшей в миру супругою Псковского князя Довмонта Тимофея. О первой из них исторических сведений о времени ее жизни и о самой жизни, а также о том, какого Псковского князя она была супругою, сведений не сохранилось, (местное предание утверждает, что она была невесткой княгини Марии и супругою ее сына Давида). Известно лишь, что княгиня Наталия отличалась подвижническою жизнью и по примеру благоверной Евпраксии, вероятно, по кончине своего супруга, как и другие Псковские княгини, приняла здесь иноческое пострижение и с вероятностью можно заключить, что и дни своей жизни она окончила здесь.

Благоверная княгиня Марфа известна при жизни своего супруга, как благотворительница Иоанновского монастыря. Она была дочерью князя Димитрия Александровича – сына святого Александра Невского. По кончине своего супруга, следуя примеру своей родственницы благоверной Евпраксии, удалилась сюда, где приняла пострижение и жила здесь до своей кончины, последовавшей в 1300 году. Над ее гробницей висит черная доска, на которой написано: «гробница под спудом Благоверной княгини схимонахини Марфы. Память ей совершается ноября 8 числа. Поется всенощное и литургия за упокой. По церквам раздается на поминовение 40 пометок, а в пометках пишется 4 имя, и мощи не свидетельствованы».

Над гробницей княгини Наталии находится икона Тихвинской Богоматери. Риза на ней из жемчуга, выполнена монахиней Иоанновского монастыря Серафимой. Вокруг образа изображены чудеса Богоматери происходившие от Ее Чудотворного образа в Тихвинском Новгородском монастыре. Под иконой надпись славянской вязью: «В лето … состроена бысть церковь сия каменная иже на Тихвине Пречистыя Богородице честнаго и славнаго Ея успения повелением Великаго Князя Василия Иоанновича всея России Самодержца: в ней же стоит чудотворная икона Пречистыя Богородицы источает неизреченно исцеления с верой приходящим».  Эта надпись дает основание предполагать, что образ ранее находился в Тихвинском монастыре и принесен оттуда.

Рядом с иконой Тихвинской Богоматери находится образ Пресвятой Троицы в виде трех странников. Ранее он был храмовым в Троицкой церкви Иоанновского монастыря, ныне упраздненной. Икона старинного происхождения, но к сожалению реставрирована в 18 столетии. Она имеет большое сходство с древней иконой Святой Троицы, находящейся в Троицком соборе Троице – Сергиевой Лавры.

Над гробницею схимонахини Марфы находится образ святого архидиакона Стефана и апостола Матфея. Икона относится к XV веку, и ранее находилась в Стефановской церкви. В 1864 году стертые от времени краски на иконе были поновлены.

На левой стороне храма также в нишах находятся гробницы погребенных здесь:

-- ближе к алтарю, позади левого клироса, основательницы монастыря Благоверной княгини Евфросинии в иночестве Евпраксии;

-- ближе к северо-западному углу храма ее келейницы монахини Снандулии.

У гробницы святой Евпраксии находится ее игуменский посох, сделанный из черного дерева. На гробнице находится икона, на которой преподобная представлена в молитвенном положении вместе с Иоанном Предтечи и апостолом Андреем Первозванным. Сбоку гробницы помещена черная доска, на которой написано: «Гробница под спудом Благоверной Княгини схимонахини Евпраксии. Память ей совершается октября 16 числа. Поется всенощное за упокой. Также литургия за упокой. По церквам раздается на поминовение 40 пометок, а в пометках пишется 4 имя». Над гробницей преподобной находится чтимая древняя святыня монастыря: икона Христа Спасителя. Этот образ ознаменовался чудом после мученической смерти преподобной и через десять дней после ее погребения здесь. Вот как это событие описывает летопись: «Того же месяца в 18 день на память святаго мученика Александра явися знамение в Пскове у святаго Иоанна в монастыри от иконы святого Спаса над гробом Княгинином Ярославлеи Володимировича, юже уби свой пасынок в Медвежи голове: - иде миро от иконы по 12 дней, найде 4 вощаницы яко стекляницы и привезоша в Новгород две на благословение, а в Пскове оставиша две себе» (Новгородская летопись, стр. 54 (под 1243 годом месяц май) Степен. книга гл. XV).

Спаситель изображен Сидящим на Престоле, по двум сторонам Его изображены: Богоматерь, святой Иоанн Предтечи, архангелы Михаил и Гавриил, пророк Илия, апостолы Петр и Павел, преподобная Евпраксия и Марфа, мученица Анисия, святой Нифонт и мученица Иулиния. Икона имеет вид полукруга и украшена  ризой в 1865 году. Под иконой надпись: «1723 года ноября в 5 день починен сей святый Спасителев образ при игумении Евстолии Ладыгиной».  Внизу вблизи иконы находится древняя каменная плита, излагающая историю чуда истечения мира: «Месяца мая в 18 день воспоминание знамения явльшагося от иконы Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа во обители святаго Иоанна Предтечи на Завеличье, бысть убо близ города Пскова девичь монастырь за Великою рекой, в том монастыре бе церковь Рождества Иоанна Предтечи, в той же церкви бе икона Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа стояше над гробом Благоверныя Княгини и бысть еже сице 6755 (1243?) лета месяца майя в 18 день от тояж иконы бысть знамение страшно и ужаса наполнено показася течаще миро 12 дней и натече того мира 4 вощаница яко в скляницу и привезоша две вощаницы с миром в великий Новград на блогословение, а во Псков же оставиша себе две вощаницы того же мира. Но Господи слава Тебе давый нам недостойным рабом Твоим таковое благословение и на Тя уповаем Господи Вседержителю, яко призираеши на нас убогих Человеколюбче». В половине девятнадцатого столетия произошло поразительное чудо, совершившееся перед этой же иконой. Крестьянин из деревни Шабаново, близ Пскова, получил исцеление от тяжкой душевной болезни, после совершенного перед Чудотворным Образом молебна и панихиды по благоверной княгини Евпраксии.

Между гробницами княгини Евпраксии и монахини Снандулии на стене находится образ Всех святых. Над гробницей монахини Снандулии находится икона Тихвинской Богоматери, письма семнадцатого столетия.

Рядом с гробницей находится вход на хоры храма, на которые ведет узкая со сводами лестница, сделанная при основании храма. Здесь в юго-западном и северо-западном углах находятся глубокие ниши наподобие небольших пещер, где по преданию, сохраняемому в обители с незапамятных времен, слушали богослужения основательница монастыря благоверная Евпраксия и схимонахиня Марфа. На хорах находятся иконы:

-- на левой стороне редкая икона Рождества Христова, писанная на слова ирмоса: «Бог из боку Твоею пройде»;

-- икона Святителя Николая, писаная на клеенке; здесь же находятся старинные подсвечники, из них два деревянные пятисвечника и один металлический и древний металлический герб России.

Храм расписан и вновь отделан в 1897 году. Алтарь храма, как сказано ранее, сохраняет деление натри части.

Вблизи жертвенника находится старинная икона святого Иоанна Предтечи, вышитая шелком и золотом по красному фону. Святой изображен держащим в руках свою голову и с крыльями. Внизу у его ног изображено дерево и секира. Это изображение заключено в раму, одновременного происхождения вместе с иконой. Образ Предтечи можно назвать редким и отнести к XVI веку. На левой стороне жертвенника находится оригинальное изображение снятия со Креста Христа Спасителя икона итальянской живописи начала XVIII века. За престолом находится семисвечник, пожертвованный в 1867 году 26 сентября благотворительницей монастыря Доманцевой. В правом отделении храма – диаконнике, обращает особое внимание узкое старинное окно, современное основанию храма. Такие окна были во многих древних храмах России, но в следствии различных переделок они были либо заложены, либо разрушены (выбиты более широкие). Под горним местом погребен Псковский архиепископ Илларион, живший в Стефановском монастыре, ныне упраздненном.

Иоанновский храм отопления не имеет, поэтому Богослужения в нем совершаются только в летнее время.

Андреевский храм.

Рядом с Иоанновским соборным храмом обители находится храм во имя святого апостола Андрея Первозванного, который своей южной стороной примыкает к Иоанновскому. Храм выстроен в русском стиле и украшен одной главой. Первоначально он был устроен в XVIII веке и являлся придельным храмом при Иоанновском. В 1846 году он был перестроен на средства Псковского купца А. А. Дерябина. После 1846 года церковь поновляли при игумении Ювеналии в 1907 – 1908 годах, при этом храм расширили. Внутри храм освещается шестью окнами. Роспись сделана в 1896 году.

Позади правого клироса находится старинная икона XVII века святого Иоанна Предтечи – царской школы. На ней Предтечи изображен держащим в одной руке блюдо, а в другой свиток. По бокам от иконы представлены эпизоды из жизни святого: благовестие Архангела Захарии о рождении Предтечи; встреча Богоматери с Елисаветой; Рождество Иоанна Предтечи; крещение Предтечею людей, приходивших к нему; крещение Господне; обличение царя Ирода; усекновение главы Иоанна Предтечи; положение его во гроб учениками; и обретение главы святого.

На левой стороне храма находится киот, куда на зимнее время переносится из холодного Иоанновского храма чудотворный образ Христа Спасителя. В трапезной храма находится икона святого апостола Андрея Первозванного. Апостол изображен держащим в своих руках крест, на котором он был распят. Этот крест представляет собой подобие буквы Х и называется Андреевским. По двум сторонам изображения апостола представлены: пять эпизодов из благовестнической жизни апостола Андрея и пять из его страданий. Здесь же на левом столбе находится икона святого Николая Чудотворца с ризою, устроенной в 1897 году.

В алтаре храма находится плащаница, пожертвованная графом Н. П. Шереметьевым. Она вышита по красному фону золотом и серебром и отличается художественной работой.

Андреевский храм имеет придел во имя преподобного Серафима Саровского чудотворца, устроенный в 1908 году и освящен 11 сентября того же года бывшем Архиепископом Псковским Арсением. Все иконы с священные изображения – это копии с икон Васнецова, Нестерова и других. Сзади правого клироса находится образ преподобного Серафима Саровского чудотворца, присланный в благословение Иоанновскому монастырю Саровской пустынью. Налево находится образ Печерской Богоматери, освященный в Киево – Печерской лавре и пожертвованный крестьянином Онисимовым в 1906 году. Андреевский храм, как и Серафимовский придел имеют отопление, поэтому Богослужения здесь совершаются и в холодное время года.

Ризница.

Ризница монастыря сохраняла вклады разных лиц, жертвовавших в обитель святые кресты, евангелия, облачения и другие вещи. Без сомнения, что ризница сохраняла в прежнее время большее количество предметов, чем сейчас. Княгини, вступавшие в монастырь по обычаю того времени жертвовали сюда различные священные принадлежности. К сожалению, время не сохранило всего до наших дней (описание 1913 года.) Думал ли кто, что вообще ничего не останется!? Различные кресты, сосуды, панагии, плащаницы (вышитые монахинями), евангелия, напрестольные кресты, покровы и многое другое находилось в ризнице. Также здесь хранилась грамота царя Михаила Феодоровича, которою даны были многие привилегия монастырю. Вся грамота писана скорописью, при ней находится государственная висячая на красном шнурке печать из красного воска.

Высочайшие посещения монастыря.

Из Высочайших посещений монастыря известны следующие:

В 1716 году 12 сентября монастырь посетила царицы Параскева Феодоровна, супруга царя Иоанна Алексеевича с царевнами: Анной Иоанновной, впоследствии Императрицей, и Параскевой Иоанновной. О посещении Высочайших Особ до второй половины XIX века сведений нет.

В 1878 году 9 июля монастыри посетили Великие Князья: Константин Константинович, Дмитрий Константинович, Сергей и Павел Александровичи. Великая Княгиня Елисавета Феодоровна посещала монастырь трижды: в 1910 году, в 1911 году и в 1912 году в августе месяце.  

Настоятельницы монастыря.

Из длинного ряда настоятельниц Иоанновского монастыря за его многовековую историю известными, кроме его основательницы, являются только настоятельницы с XVII века.  Первой, как известно, была благоверная княгиня Евфросиния – Евпраксия, следующие за ней настоятельницы были в сане игумений. Начиная с XVII века, имена их идут в том порядке, в котором их сохранила история монастыря.

Игумения                   Иустина                     упоминается             под                 1623 годом

------------                    Агриппина                 ----------------               ----                   1626 -------

------------                    Марфа                       ----------------               ----                   1640 -------

------------                    Евфимия                   ----------------               ----                   1670 -------

------------                    Анисия                       ----------------               ----                   1677 -------

------------                    Таисия                       ----------------               ----                   1688 -------

------------                    Капитолина               ----------------               ----                   1700 -------

------------                    Варвара                     ----------------               ----                   1706 -------

------------                    Тавифа                      ----------------               ----                   1708 -------

------------                    Евдокия                     ----------------               ----                   1715 -------

------------                    Евстолия (Ладыгина)                                  ----                   1716-1730 гг.

------------                    Надежда (Пестрякова)                               ----                   1731-1743 гг.

------------                    Павла                        ----------------               ----                   1743-1744 гг.

------------                    Елена                         ----------------               ----                   1744-1757 гг.

------------                    Ксанфинна                ----------------               ----                   1757-1764 гг.

------------                    Маргарита                 ----------------               ----                   1764-1778 гг.

------------                    Афанасия                  ----------------               ----                   1778-1780 гг.

------------                    Варвара                     ----------------               ----                   1780-1787 гг.

------------                    Тавифа                      ----------------               ----                   1787-1798 гг.

------------                    Иоанна                       ----------------               ----                   1798-1805 гг.

------------                    Евфросиния              ----------------               ----                   1805-1821 гг.

------------                     Магдалина                ----------------               ----                   1821-1838 гг.

------------                    Ангелина                   ----------------               ----                   1838-1863 гг.

------------                    Агния                         ----------------               ----                   1863-1894 гг.

------------                    Ювеналия                 ----------------               ----                   1894-1913 гг.

------------                    Ермиония                  ----------------               ----                   1913-????

Игумения Евстолия Ладыгина по Указу Императрицы Анны Иоанновны была переведена в Московский Рождественский монастырь настоятельницей.

Игумения Павла переведена в Ильинский монастырь на Запсковье.

Игумения Ангелина переведена в Иоанновский монастырь из Тверской епархии, там была монахиней.

Игумения Агния назначена из монахинь Старо-Вознесенского монастыря.

Игумения Ювеналия в миру Серафима Александровна Соколова пострижена в монашество в 1874 году. В 1880 году 5 февраля назначена заведующей Псковской Епархиальной Общины сестер милосердия с возложением наперсного креста. В 1883 году 9 апреля награждена наперсным крестом от Святейшего Синода выдаваемым за заслуги по духовному ведомству. В 1884 году 11 сентября была назначена исполнительным директором начальницы Епархиального женского училища. В 1889 году 11 октября – начальницей училища; в 1893 году 25 марта возведена в сан игумении; в 1894 году 16 марта – настоятельницей Псковского Иоанно-Предтеченского монастыря. В 1901 году 6 мая Всемилостивейше пожаловать ей золотой наперсный крест из кабинета ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА с украшениями.

Скончалась в 1913 году 16 октября, на 67 год от рождения.

Настоятельница игумения Ермиония в миру Евдокия Георгиевна Губанова, местная уроженка. В монастыре с 1859 года, в монашество пострижена в 1883 году, имеет знак красного креста за войну 1877-1878 гг. В 1896 году казначея монастыря, в 1913 году 17 октября назначена исполнительным директором настоятельницы монастыря.

Колокольня монастыря.

Колокольня построена в 1883 году и на нее были перенесены два колокола, ранее находившиеся на древней колокольне, над юго-западной стороной Иоанновского храма. На колокольне находятся большие башенные часы.

Жилые строения монастыря.

С левой стороны от входа в святые ворота монастыря находится корпус, устроенный в 1900 году, при игумении Ювеналии. Здесь помещаются ризница монастыря, просфорная и некоторые рукодельные мастерские, находящиеся при монастыре. Далее рядом с ним находится корпус, построенный в 1886 году где на верху помещаются келии настоятельницы, а внизу общая трапезная с кухней. Другие корпуса с келиями сестер монастыря находятся недалеко от входа в Андреевский храм. Кроме этих зданий в монастыре находятся несколько деревянных строений, в которых помещаются как келии сестер, так и кладовые, мастерские, школа и больница.

Кладбище монастыря.

Являясь местом погребения с самого первого времени своего основания, Иоанновский монастырь является таковым и в последующее время. Так в 1446 году в нем было погребено много монахинь и мирян умерших от свирепствовавшей в Пскове моровой язвы. В последующие моровые поветрия монастырь опять являлся местом погребения. В 1913 году также происходили погребения. На кладбище погребены некоторые преосвященные и губернаторы Пскова. Здесь же нашли место вечного упокоения смиренные насельницы монастыря.

Ограда монастыря.

Она идет вокруг всего монастыря, имеет на четырех углах башенки, а верх всей ограды покрыт листовым железом.  

Это последние данные о настоятельнице и о всей Иоанновской обители. Вероятно, что игумения Ермиония  была последней его настоятельницей. Данных о сем факте нет. Что случилось с монахинями после 1917 года нам неизвестно, также как и точное время закрытия монастыря.  Если Вы владеете такой информацией, пожалуйста, напишите нам.