ВИДЕОКАМЕРА НА ДНЕ БАЙКАЛА

Великий Устюг
Отдых в Великом Устюге

Оштен и Фишт "тридцатка"

Адыгея - идеальное место для туристов. Непередаваемые по красоте заснеженные вершины, великолепное плато Лаго-Наки, водопады и быстрые горные реки с ледяной водой – все это предстает перед взором восхищенного путешественника. Этот край, как огромный магнит, притягивает ежегодно тысячи туристов. Чем-то он мне напомнил наш вояж на Алтайскую Белуху , хотя горы совершенно разные. Может быть, сработало настроение приподнятости и ожидания очередного нового траверса?

Мы не стали исключеним и пошли в поход по самому знаменитому маршруту советского времени, так называемой «Тридцатке». Этот маршрут начинается в Хаджохе, а заканчивается в Лоо. Но мы его немного изменили, сделав его кольцевым. Итак, по порядку.

В Ходжохе есть интересная достопримечательность - Хаджохская теснина. Здесь много сувенирных лавок, есть места для отдыха, и даже есть свой небольшой зоопарк с несколькими медведями. Вдоль теснины оборудована тропа, по которой можно безопасно приблизится к этому чуду природы. Дело в том, что река Белая на протяжении веков вымывала горную породу, и теперь она оказалась зажатой между двух отвесных скал,  высотой около 50 метров. Это потрясающее зрелище!

Далее наш маршрут лежал в горы, мы взяли попутку до плато Лаго-Наки и, где-то через полчаса, уже были на месте. Само плато является заповедной зоной и посещение платное. Это очень популярное место среди туристов, нам часто попадались различные группы. В первый день мы прошли 25 км, перевалили через Гузерипль, а на стоянку стали уже затемно. Как показало следующее утро, такое усердие было ни к чему, так как встать мы смогли лишь к обеду. Но оказалось, что мы уже почти подошли к нашей цели - Фишту, еще пару часов  - и мы были под вершиной, в базовом лагере .

Остаток дня я провела, отдыхая перед восхождением на Фишт. В базовом лагере есть небольшой магазин, но продукты там очень дорогие, так как их туда завозят вертолетом. Лагерь расположен у истоков реки Белая. Это очень холодная, прозрачная и невероятно красивая река. Настоящее блаженство в знойный летний день окунутся в ее ледяную прохладу! Нужно было хорошо отдохнуть перед завтрашним восхождением. Однак,…восхождения не получилось, так как ночью разразилась такая жуткая гроза с ливнем, что все кто собирался на вершину, остались в лагере. Гроза была страшная, по моим ощущениям небо взрывалось раскатами прямо у меня над головой, ну, максимум в 200 метрах. Все громыхало, дрожала земля. Я себя успокаивала лишь тем, что на поляне очень много палаток, больше 50 и вероятность, что ударит именно в нашу, крайне мала. На следующий день, как ни в чем ни бывало, вышло солнце, но идти на вершину было уже поздно, поэтому мы устроили еще один день отдыха.

Рано утром следующего дня мы все-таки покинули базовый лагерь, и вышли на тропу к вершине . Сам подъем несложный, есть некоторые участки, где нужно карабкаться по камням, но их немного. По мере продвижения вверх на долину открывался все более величественный вид. В лучах восходящего солнца она и далекие горы на горизонте были потрясающее красивы. Через несколько часов мы вышли на фиштинский ледник, здесь нужно одевать кошки и идти в связках. Начала понемногу сказываться высота, каждый шаг давался с большим трудом, чем предыдущий. Кругом было снежное безмолвие, нарушаемое только лязганьем ледоруба о камни. Еще несколько часов подъема по снегу и камням - и мы на вершине, но, как назло, к этому времени погода испортилась, и все небо закрыло облаками и затянуто туманом. С вершины мы ничего не увидели: обидно, но возможно, стоит вернуться снова? В общей сложности подъем занял 8 часов, но я не обладаю хорошей физической подготовкой, поэтому у спортсменов может выйти и меньшее количество времени. А спустились мы где-то за пять-шесть часов,  и были в базовом лагере около 9 вечера, уставшие, еле волоча ноги, но очень довольные.

На следующий день мы поднялись на Оштен . Он находится рядом с Фиштом, но в отличие от него не имеет ледника, и подъем идет ровно вверх по склону, заросшему травой. Никакого альпинистского снаряжения не требуется, вполне могут зайти даже дети. День выдался очень солнечным и позволил вдоволь насладится видами с вершины на Фишт, на долину  и далеки горы Кавказского заповедника,
 и, что естественно, на сам Фишт , где мы были вчера. Хотя с Фишта мы ничего не увидели, зато с Оштена мы увидели все
Дальше мы полностью изменили маршрут «Тридцатки» и пошли не к морю, а через Фишт-Оштеновский перевал на озеро Псенодах . По форме оно напоминает полумесяц, это очень спокойное и тихое место. У озера мы сделали стоянку. Потом прошли через реку Цице, обогнули Оштен с противоположной стороны, замкнув кольцо, вышли к тому месту, откуда начали поход.
Лаго-Наки подойдет и новичкам, и бывалым туристам. Здесь можно выбрать маршруты разной категории трудности. Это, пожалуй, идеальное место для первого знакомства с горами...